Педагогический тест как объективный способ оценивания
1. Классификация педагогических тестов
По мере использования тестов была сформирована их классификация по цели и содержанию:
тесты личности — для оценки эмоционально-волевых качеств индивидуума;
тесты интеллекта — для анализа уровня развития познавательных процессов и функций мышления;
тесты способностей — для оценки возможности в овладении различной деятельностью (измеряютэффективность обучения в относительно неконтролируемых инеизвестных условиях);
тесты достижений, с помощью которых оценивают развитие знаний. умений. навыков после обучения (используют в образовании;создавались для проверки результатов обучения на разных ступенях получения образования, измерения эффективности программ и процесса обучения; принято противопоставлять тестам способностей; измеряют эффективность обучения при частично известных и контролируемых условиях).
По процедуре создания:
стандартизированные;
не стандартизированные.
По способу предъявления различают тесты:
бланковые (машиночитаемые бланки, тестовые тетради);
предметные (манипуляция материальными объектами рассчитана на быстроту реакции и четкость действий);
аппаратурные (с использованием специальной аппаратуры — датчиков для фиксации сигналов);
практические (аналоги лабораторных работ, но с тестовыми условиями заданий);
компьютерные (как частный случай — адаптивные).
По характеру действий тесты делят на:
вербальные;
невербальные.
По ведущей ориентации выделяют:
тесты на скорость;
тесты на результативность (мощность);
смешанные тесты.
По степени однородности задач тесты делят на:
гомогенные, позволяющие измерить одно качество (уровень подготовки по одному предмету однородными по составу заданиями;
гетерогенные (многомерные) — для измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным предметам и (или) свойствам личности.
2. Основные определения
Тест (от англ. test — испытание, проверка) - стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
Педагогическая тестология - прикладное направление научной педагогики, призванное заниматься научными вопросами разработки тестов, применяемого для объективного контроля учебных достижений.
Педагогический тест - как метод педагогического измерения и как результат применения теста.
В. С. Аванесов: «Педагогическим тестом называется система заданий специфической формы, определенного предметного содержания, нарастающей трудности для объективного оценивания структуры и уровня подготовленности учащихся в ограниченный промежуток времени.
Система заданий - в тесте собраны такие задания, которые обладают системообразующими свойствами, т. е. принадлежат к одной учебной дисциплине, связаны и упорядочены по мере возрастания их трудности.
Специфическая форма тестовых заданий - задания теста сформулированы в виде утверждений, которые, в зависимости от ответов, превращаются в истинное или ложное высказывание. Это их основное отличие от вопросов и задач, которые не бывают истинными или ложными. очень многословны и неопределенны по форме, поэтому нетехнологичны.
Форма логического утверждения позволяет при минимуме средств (слов и лексических конструкций) добиться максимальной ясности смысла, не порождая многословности в ответах. Но это не означает, что условие тестового задания нельзя сформулировать в виде вопросов.
Определенное предметное содержание - использование в тесте только такого контрольного материала, который соответствует содержанию учебного курса, т. е. в педагогическом тесте достижений исключается проверка внеучебного содержания (например, уровня интеллектуального развития), так как система построения психологических тестов совершенно иная.
Главным критерием упорядочивания содержания педагогического теста является критерий трудности заданий.
Характеристики тестов отвечают требованиям, которые предъявляются всем измерительным материалам. Наиболее существенными считаются следующие характеристики:
валидность — соответствие проверочного материала целям контроля;
надежность — устойчивость результатов тестирования при многократном использовании контрольного материала;
репрезентативность — полнота охвата в тесте изученного материала;
стандартизованность — единая процедура проведения и подведения итогов тестирования.
Стандартизация — последовательный ряд процедур по планированию, проведению оценивания и выставлению баллов.
3. Виды тестирования
определяющий (знание или поведение обучаемого в начале обучения) - "входной тест";
формирующий (тест прогресса, достигнутого в обучении) - "обучающий тест";
диагностический (тест на выявление трудностей в обучении и их источников) - "корректирующий тест";
суммирующий (тест достижений в конце обучения) - "итоговые", "суммативные", "тесты школьных достижений";
компьютерное тестирование.
4. Компьютерное тестирование
Компьютерное адаптивное тестировании (КАТ) - такое проведение теста при помощи компьютера, при котором представление вопросов зависит от ответов экзаменуемого на предыдущие вопросы. Обычно, если тестируемый отвечает на вопросы правильно, то следующий задаваемый ему вопрос бывает более сложным. И наоборот. если тестируемый отвечает неправильно, то следующий вопрос будет несколько легче. Адаптивный тест сориентирован на уровень подготовки тестируемого.
В связи с вышесказанным представляется важным создание современных автоматизированных контрольно-обучающих программ, требующих, в свою очередь, разработки тестов, программно-инструментальных средств для выдачи обучающих заданий в адаптивном режиме и специальных программных средств для компьютерной поддержки процесса разработки тестов, основанного на современных моделях теории педагогических измерений.
Такая программа, связывая контроль и обучение, сначала с помощью входных тестов выявляет степень понимания учебного материала, затем анализирует трудности, с которыми
учащимся приходится сталкиваться при выполнении заданий в режиме обучения, а далее на основе этого анализа в рамках программы проводится своевременная коррекция процесса усвоения новых знаний, в которой деятельностная роль педагога минимизирована.
Основные этапы конструирования педагогического теста
1. Основные этапы построения педагогического теста
1. Этап целеполагания
В зависимости от цели использования тестового инструментария, определяются его вид, ресурсные возможности, источники финансирования, бюджет, круг привлекаемых специалистов и пр.
2. Подготовительный этап
Анализ и отбор содержания проверяемого материала. Подготовка структуры работы, определение типов и количества используемых заданий, времени проверки, системы оценивания, условий проведения и проверки. рекомендаций по подготовке к тестированию.
3. Этап составления теста
Разработка тестовых заданий. Экспертиза и доработка составленных заданий. Построение выборки для апробации заданий и тестов. Компоновка заданий для апробации. Апробация тестовых заданий. Определение и расчет показателей качества тестовых заданий. Анализ результатов апробации и составление вариантов теста. Экспертиза и доработка вариантов теста.
4. Этап проведения теста и анализа полученных результатов
Стандартизация теста. Нормирование теста. Подготовительные работы по техническому оснащению. Отслеживание проведения теста. Обработка результатов, получение статистических данных для анализа. Анализ результатов. Подготовка итогового отчета.
2. Типология тестовых заданий для школьного курса информатики
с выбором одного правильного ответ из нескольких предложенных (закрытая форме);
с вводом ответа свободной формулировке (открытая форма);
на установление соответствия;
на установление правильной последовательности.
3. Проблемы при составлении тестовых заданий
Основным недостатком таких заданий считается возможность угадать правильный ответ. Вероятность такого угадывания можно снизить подбором не менее четырех ответов (обычно
используют термин дистракторы), использованием фасетов заданий (способов записи нескольких вариантов одного и того же задания), жестким временным ограничением на выполнение заданий, а также использованием формулы для коррекции баллов с учетом возможного угадывания:
Х=А-(b/(k-1))
где Х -— скорректированный с учетом угадывания тестовый балл, А — тестовый балл до коррекции. b — количество ошибочных ответов, k - общее количество ответов на вопрос.
Возможность угадывания в таких заданиях легко корректируется, а возможность формирования у слабых учеников ложных знаний по предложенным для выбора неправильным вариантам ответов звучит неубедительно, поскольку эта форма заданий чаще всего используется в итоговом тестировании, когда верные знания уже сформированы. Важным достоинством же таких заданий можно считать универсальность их использования.
Отдельного внимания заслуживает подбор дистракторов.
Основное требование к качеству дистракторов — чтобы они были правдоподобны и привлекательны для выбора, но не допускали неоднозначного толкования и не были частично правильными.
При первичной апробации заданнй следует обратить внимание на то, какие дистракторы выбирают слабые ученики. Выбор дистракторов должен быть равномерным. Если какой-либо дистрактор не выбран ни разу ни одним слабым учеником, то его следует доработать. сделать более привлекательным для выбора, иначе он будет считаться неработающим и уменьшать в целом точность измерения. Следует учесть. что большое количество дистракторов уменьшает вероятность угадывания, но требует большего времени при разработке теста. Поэтому на практике подобрать больше трех или четырех правдоподобных дистракторов не удается.
4. Методические особенности разработки тестовых заданий для школьного курса информатики
1) текст задания может быть легко переформулирован в логическое утверждение, которое становится истинным или ложным в зависимости от выбранного ответа. Эта операция поможет вам избавиться от лишних слов в условии задания:
2) в тексте задания должна быть устранена какая бы то ни были двусмысленность или неясность формулировки;
3) краткость задания обеспечивается простой синтаксической конструкцией, допускается использование не более одного придаточного предложения;
4) все дистракторы к одному заданию должны быть одинаково правдоподобными (привлекательными для выбора) и приблизительно одинаковыми по длине;
б) все повторяющиеся в ответах слова следует включать в основную часть задания;
6) из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа путем угадывания;
7) количество в тесте задании с отрицанием в основной части текста должно быть минимально возможным (при этом частицу НЕ- нужно выделять жирным шрифтом);
8) среди ответов на задание должен быть только один правнльный;
9) из числа дистракторов исключаются ответы, вытекающие один из другого;
10) задания не должны быть зависимыми друг от друга. Правильному ответу на одно заднике не должно способствовать выполнение других;
11) из числа тестовых заданий с выбором правильного ответа исключаются задания, требующие громоздких вычислений;
12) наиболее привлекательны и не боятся рассекречивания задания с большим числом вариантов фасета:
13) используемая терминология не должна выходить за рамки школьной учебной литературы (основных учебников);
14) текст задания и варианты ответов должны быть записаны разным шрифтом для быстрого отличения друг от друга при выполнении задания;
15) в одном тесте нежелательно объединять издания разных типов (с выбором ответа, с открытым ответом или на установление соответствия), поскольку их результаты обрабатываются по-разному;
16) в начале каждого теста должна быть предусмотрена инструкция по его применению, обеспечивающая проведение тестирования по единому стандарту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий