Что будем искать?

пятница, 6 мая 2016 г.

1. Анализ системы требований к результатам освоения программы по информатике.

Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике
Предмет "Информатика" на ступени основного общего образования изучается в рамках предметной области "Математика и информатика" и является обязательным для изучения учебным предметом. 
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить: 
осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. 

Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» (Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика) должны отражать: 
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; 
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 
4) овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат; 
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей; 
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений; 
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространствеиных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач; 
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений; 
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; 
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойствах; 
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической; 
13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Источник: 
Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике // Городской методический центр: URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo; режим доступа: свободный; дата обращения: 6 мая 2016 год;

2. Анализ измерителей для итоговой аттестации по информатике.

ОГЭ по информатике.

На сегодняшний день, одним из актуальных вопросов в обучении школьников является подготовка и сдача экзаменов по завершению 9-го класса. Безусловно, на процесс подготовки и сдачи экзаменов оказывают существенное влияние множество факторов. Задачей учителя и обучающихся является выделение существенных факторов, концентрация внимания на них в процессе подготовки и сдачи экзаменов ОГЭ (ГИА). Очевидным также является и то, что подготовку необходимо начинать заблаговременно, осуществлять её системно, индивидуально с каждым обучающимся, не исключая работу в группах, в парах и т.д.
Экзамен в рамках ОГЭ (ГИА) по информатике и ИКТ является необязательным, он входит в список экзаменов по выбору. Если выбор обучающихся пал на него, то стоит детально изучить структуру и особенности этого экзамена.
В этом отношении стоит отдельно сказать о следующей особенности: при сдаче ОГЭ (ГИА) по информатике обучающийся заранее сообщает о том, с каким программным обеспечением он знаком и на каком языке программирования он предпочитает увидеть практические задания.
Задания ОГЭ (ГИА) по информатике подчиняются следующей структуре:
Часть 1 содержит 18 заданий базового и повышенного уровней сложности, среди которых 6 заданий с выбором и записью ответа в виде одной цифры и 12 заданий, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись экзаменуемым ответа в виде последовательности символов.
Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу обучающихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл. Задание 20 дается в двух вариантах: 20.1 и 20.2; экзаменуемый должен выбрать один из вариантов задания.
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ, объединенных в следующие тематические блоки:
«Представление и передача информации»,
«Обработка информации»,
«Основные устройства ИКТ»,
«Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов»,
«Проектирование и моделирование»,
«Математические инструменты, электронные таблицы»,
«Организация информационной среды, поиск информации».
Для подготовки к ОГЭ по информатике необходима постоянная практика программирования, поскольку наибольшим количеством оцениваются последние задания. Программирование в рамках части 2 ОГЭ (ГИА) по информатике осуществляется на следующих языках:
Си (C) – язык высокого уровня, отличающийся минимализмом и универсальностью.
Си++ (C++) — компилируемый статически типизированный язык программирования общего назначения.
Бейсик (Basic) — семейство высокоуровневых языков программирования для начинающих.
Паскаль (Pacal) — язык программирования общего назначения. Один из наиболее известных языков программирования, используется для обучения программированию в старших классах и на первых курсах ВУЗов. Естественный язык.
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа 30 минут (150 минут). К выполнению заданий части 2 можно перейти только сдав выполненные задания части 1 экзаменационной работы. Рекомендуемое время - 1 час 15 минут (75 минут) и на выполнение заданий части 2 также 1 час 15 минут (75 минут).
Максимальный балл за ОГЭ (ГИА) по информатике и ИКТ – 22, минимальный – 5. Соответствие баллов школьным оценкам следующее:
Баллы и оценки:
0-4 оценка: 2;
5-11 оценка: 3;
12-17 оценка: 4;
18-22 оценка: 5;
На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ОГЭ, не прибегая к использованию других учебников и пособий. Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ОГЭ. Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ.
Работу по подготовке к экзамену в формате ОГЭ можно разбить на две части.
Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ практически на каждом уроке.
Вторая часть предполагает разработку программы дополнительных занятий, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.
Планы уроков, начиная с 8-го класса, должны заканчиваться пунктом “Примеры заданий из ОГЭ ”. Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ.
После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, целесообразно проводить контроль знаний. Контроль состоит из заданий, подобных заданиям ОГЭ. Тестирование можно проводить как в бумажном, так и в электронном виде (например, система «ЗНАК» или интернет ресурс - сайт «Сдам ГИА»).
Тексты тестов и задания можно составить из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ОГЭ, а также из сборников для подготовки к ОГЭ, допущенных Министерством образования и науки. Задача учителя при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.
Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты могут носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.
Например, в конце 8 класса можно провести итоговое тестирование в формате ОГЭ по следующим темам:
Количественные параметры информационных объектов.
Файловая система организации данных.
Кодирование и декодирование информации.
Скорость передачи информации.
Осуществление поиска информации в Интернете.
А в конце I полугодия 9 класса можно провести тестирование в формате ОГЭ по темам:
Значение логического выражения.
Формальные описания реальных объектов и процессов.
Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке.
Анализирование информации, представленной в виде схем.
Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию.
Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации.
Простой линейный алгоритм для формального исполнителя.
Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки.
С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» обучающегося к ОГЭ следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен обучающегося. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого обучающегося, а обучающийся, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С обучающимися, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, проводятся дополнительные занятия, консультации.
Во втором полугодии 9 класса эффективно проводить тренировочные, репетиционные работы, приближенные к реальным условиям проведения ОГЭ.
Основной метод подготовки обучающихся к ОГЭ – решение типовых и тренировочных тестовых заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

ЕГЭ по информатике.

ЕГЭ по информатике – один из экзаменов по выбору для выпускников школ. Его нужно сдавать тем, кто планирует поступать в вузы на самые перспективные специальности, такие как информационная безопасность, автоматизация и управление, нанотехнологии, системный анализ и управление, ракетные комплексы и космонавтика, ядерные физика и технологии и многие другие.
Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. Изменений по сравнению с прошлым годом в новом варианте КИМ ЕГЭ 2016 практически нет, потому для подготовки можно использовать и материалы прошлого года.
Оценка ЕГЭ по информатике
Минимальный проходной балл по биологии в 2016 году равен 42 тестовым баллам, для того чтобы их набрать, достаточно верно решить первые 9 заданий. Переведите первичные баллы в тестовые с помощью нашей таблицы, после чего сможете оценить свой уровень знания предмета по привычной пятибалльной системе.
Структура теста ЕГЭ по информатике
Информатика – это самый продолжительный экзамен (столько же длится ЕГЭ по математике и литературе), длительность составляет 4 часа.
В 2016 году тест состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий.
Часть 1: 23 задания (1–23) с кратким ответом, который является числом, последовательностью букв или цифр.
Часть 2: 4 задания (24–27) с развернутым ответом, полное решение заданий записывается на бланке ответов 2.
Все задания так или иначе связаны с компьютером, но на экзамене пользоваться им для написания программы в задачах группы С не разрешается. Кроме того, задачи не требуют сложных математических вычислений и калькулятором пользоваться тоже не разрешается.
Подготовка к ЕГЭ по информатике
Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по информатике, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Источник: 
1. Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ // nsportal.ru: URL: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2015/10/14/organizatsionno-metodicheskaya-rabota-po-sozdaniyu; режим доступа: свободный; дата обращения: 6 мая 2016 год;
2. ЕГЭ по информатике 2016 год // Examen.ru: URL: http://www.examen.ru/add/ege/ege-po-informatike; режим доступа: свободный; дата обращения: 6 мая 2016 год;

3. Перспективы и проблемы ЕГЭ по информатике.

Что такое ЕГЭ для учителя и для ученика? Почему учителю приходится кроме изучения учебной программы заниматься подготовкой учащихся к ЕГЭ?
По сути дела ЕГЭ задуман как форма аттестации за основную полную общеобразовательную школу. Но на практике получается отдельный предмет со своей спецификой и особым подходом. Задания экзамена, конечно, основаны на всех нормативах, стандартах и вписываются в большинство образовательных программ, допущенных министерством. В качестве примера приведу задание, в котором необходимо использовать различные маски для поиска группы файлов. Что это задание о файловой системе? Безусловно, да, но в школе редко кто специально изучает операции с файлами при участии масок. Или задания, в котором необходимо формально исполнить алгоритм работы автомата. Алгоритм? Да. Формальное исполнение? Обязательно. Всё по стандарту, но на практике дополнительные часы с подробным разбором нового материала и вариантов решения! Получается, что сейчас учитель буквально зажат в тиски с одной стороны единым экзаменом, с другой стороны образовательной программой, а с третьей социальным заказом, который требует конкретных практических знаний и умений. В результате остаётся не так много вариантов движения либо, как говорится вперёд и вверх, либо...
Какие типичные проблемы возникают при подготовке учащихся к ЕГЭ, и какие решения можно предложить учителям информатики?
Наверно, самая большая проблема это нехватка времени для подготовки к экзамену, она, конечно, компенсируется бесконечным энтузиазмом наших учителей и дополнительными консультациями в своё личное время, но как-то удовольствия это доставляет мало. При подготовке к ЕГЭ проблемы индивидуального обучения чувствуются особенно остро. Это связанно со способность к обучению ученика в целом, и отдельно с различными физиологическими особенностями индивида. Некоторые ученики могут видеть решение задания практически сразу, подобрав несколько контрольных примеров. Другим необходимо объяснять несколько раз одно и то же, решая несколько десятков однотипных задач. Третьи способны даже самообучаться, но медлительны или не собраны, они долго обдумывают решение, обычно применяя общие подходы. У некоторых есть уникальная способность периодически выпадать из образовательного процесса обычно по очень важным причинам, но материал достаточно серьёзный и требует системного подхода, хотя и разбит на отдельные модули. В этом плане технологии видео уроков, бесспорно, в лидерах, когда каждый ученик обучается по своей траектории в удобном для себя темпе и, если это возможно, в удобное для себя время, даже если пропустил несколько занятий подряд.
Если говорить об уровне мотивации при использовании таких медиатехнологий, то он, на порядок выше, чем при использовании стандартных подходов и учитель здесь выступает в роли союзника, наставника, но совсем не как оппозиционер, который что-то доказывает. 
Кто больше заинтересован в сдаче ЕГЭ ученик или учитель?
Скорее здесь нет прямого ответа, он будет, меняться индивидуально в зависимости от составляющих слагаемых конкретного примера. В качестве слагаемых могут выступать личная мотивация ученика, личная мотивация учителя, система оплаты труда, заинтересованность родителей, заинтересованность администрации, наличие свободного времени. Но это всё иногда можно просто приравнять к личному энтузиазму отдельного учителя.
Какие перспективы у ЕГЭ?
Исходя из общего подхода в оценке знаний будущего ITспециалиста, математика и информатика являются двумя составляющими компетенциями, которыми должен обладать выпускник. Но что мы видим, когда большинство техников и инженеров на практике применяют далеко не те знания, которые изучаются, а впоследствии проверяются государственными экзаменами, как в школах, так и в институтах.
Огромное количество специалистов, как с высшим образованием, так и со средне специальным, работают наладчиками, сборщиками, настройщиками и являются успешными людьми. Они постоянно самообучаются и развиваются, поскольку видят перед собой реальные задачи, которые необходимо решать. Конечно, базовый уровень математики обязательно должен присутствовать в заданиях о программировании и алгоритмизации, это прямое практическое применение и прямая оценка будущего специалиста. Но, на мой взгляд, увлекаться математикой в заданиях ЕГЭ по информатике не стоит, поскольку есть отдельный экзамен, который как раз и специализируется на оценке качества знаний наших выпускников по этой дисциплине. Как раз сейчас в демоверсии по сравнению с версиями прошлого года возросла доля заданий на программирование и алгоритмизацию, хотя по сравнению с начальным вариантом кодификатора этого года задания стали немного проще. Увеличения доли программирования, как объясняется, связанно с социальным заказом с одной стороны, а с другой стороны грядущим компьютерным ЕГЭ, который скорей всего проявит себя в 2013 году, так как целевая установка, сделать экзамен компьютерным, есть. По сравнению с “бумажным” ЕГЭ часть вопросов отпадут сами собой, в первую очередь это всё-таки экзамен по информатике, и сдавать его на бумаге это, конечно, нонсенс, но с другой стороны, это оправдывают наши реалии, а именно, банальное отсутствие компьютеров и скоростных вычислительных сетей.
Данный вариант экзамена потребует от разработчиков заданий нового уровня и с абсолютно новыми качествами. С программированием понятно написал программу, ввёл исходные данные, получил ответ и, как следствие, количество баллов. Скорей всего, возникнут задания на использование какой-либо прикладной среды или систем в целом. Фундаментальные базовые понятия с большой вероятностью останутся неизменными, и будут скорей всего проверяться развёрнутыми вариантами ответов. Системы счисления, единицы измерения количества информации, основы логики, информационное моделирование - всё это базовые знания, которые наверняка войдут в новую форму экзамена. Кстати, в этом году сократились задания об основах логики, куда-то нужно было поместить программирование, но это базовые знания, необходимые будущим инженерам для проектирования различных вычислительных систем, поэтому задачки на логику были в каждом варианте экзамена и, по-видимому, останутся там надолго.
Конечно, из года в год сохраняется ориентировка в заданиях в сторону более сообразительных учеников, которые могут видеть решение задачи практически сразу. Но мы на практике редко встречаем таких учеников, в основном - средний уровень.
Конечно, о ЕГЭ сказано много, уместно ли оно для всех образовательных учреждений как профильных, так и базовых, и могут ли в обычной школе за отведённое количество часов подготовить ученика к единому экзамену, когда необходимо проходить основную программу. Но с другой стороны, сейчас большой разброс проходных баллов в различные институты, и у ребёнка, сдающего ЕГЭ, всё-таки есть выбор даже несмотря на то, что за пару месяцев до экзаменов может измениться список вступительных дисциплин.

Источник:
Что такое ЕГЭ для учителя и для ученика? //Videouroki.net: URL:  http://videouroki.netрежим доступа: свободный; дата обращения: 6 мая 2016 год;


Комментариев нет:

Отправить комментарий