Что будем искать?

пятница, 26 февраля 2016 г.

Современные представления об информатике как науке, её предмете и месте в системе наук


Исторически информатика изучала научную информацию и способы ее структуризации, систематизации, хранения и распространения. Появление средств вычислительной техники позволило автоматизировать часть указанных операций. Дальнейшее изучение процессов возникновения, накопления информации, ее структуризации, передачи, обработки и представления потребовало создания специального аппарата, позволяющего описывать, анализировать и систематизировать различные фазы информационных процессов. Так возник аппарат информационного моделирования. Наличие частных моделей информационных процессов позволило целенаправленно использовать средства вычислительной техники и связи, которые, в свою очередь, совершенствовались для большего удовлетворения потребностей информатики.
Начиная с 1980-х гг различные фазы преобразования информации стали рассматриваться как единый информационный процесс, направленный на удовлетворение информационных потребностей человечества. В этом проявился выход информатики на глобальный уровень, позволяющий говорить о том, что человечество осознало информацию как ресурс развития общества, а информатикукак науку, развитие которой позволит обеспечить полное использование этого ресурса. С информатикой связывают решение принципиально новых проблем человечества: создание информационной модели мира; расширение творческого аспекта деятельности человека; переход к безбумажной информатике; доступность информационного ресурса каждому члену общества.

Информатика - практическая наука. Ее достижения должны проходить подтверждение практикой и приниматься в тех случаях, когда они соответствуют критерию повышения эффективности. В составе основной задачи информатики сегодня можно выделить следующие направления для практических приложений:

- архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);
- интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);
- программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных программ);
- преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
- защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);
- автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
- стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, а также между форматами представления данных, относящихся к различным типам вычислительных систем).

Информатика - очень широкая сфера научных знаний, возник­шая на стыке нескольких фундаментальных и прикладных дис­циплин.

Информатика включает в себя множество математических, ин­женерных и даже философских аспектов, благодаря которым она становится фундаментальной наукой,занимающейся «формализо­ванным» представлением информации, методами и средствами ее обработки. 
Задача информатики состоит в исследовании свойств формаль­ных моделей и дальнейшем их развитии, а также в установлении связи между формальными моделями и реальным миром в данной предметной области.
Естественные науки - физика, химия, биология и другие - имеют дело с объек­тивными сущностями мира, существующими независимо от нашего сознания. Отнесение к ним информатики отражает единство законов обработки информации в системах самой разной природы - искусственных, биологических, общественных.


Однако многие ученые подчеркивают, что информатика имеет характерные чер­ты и других групп наук - техническихи гуманитарных(или общественных).
Черты технической науки придают информатике ее аспекты, связанные с созда­нием и функционированием машинных систем обработки информации. Науке информатике присущи и неко­торые черты гуманитарной (общественной) науки, что обусловлено ее вкладом в развитие и совершенствование социальной сферы. 

Как комплексная научная дисциплина информатика связана с:

- философией и психологией — через учение об информации и теорию познания;
- математикой — через теорию математического моделирова­ния, дискретную математику, математическую логику и тео­рию алгоритмов;
- лингвистикой — через учение о формальных языках и знако­вых системах;
- кибернетикой — через теорию информации и теорию управ­ления;
- физикой и химией, электроникой и радиотехникой — через «ма­териальную» часть компьютера и информационных систем.


Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. Она является научным фундаментом процесса информатизации об­щества. С ней связано прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий, которые приводят к значи­тельным изменениям во всех сферах общества.

Источник:
Место информатики в системе наук / Языки программирования: URL: http://life-prog.ru/1_61038_mesto-informatiki-v-sisteme-nauk.html ; режим доступа: свободный; Дата обращения: 26 февраля 2016 год.


Комментариев нет:

Отправить комментарий