Достоинства и недостатки существующих подходов к обучению информатике в школе
Прогрессивные подходы в обучении информатики предложены в методологии эвристического обучения, когда ученик совместно с учителем выстраивают собственную образовательную траекторию (А. В. Хуторской). Выбор той или иной технологии обусловлен, прежде всего, личностью самого педагога, нельзя искусственно навязывать человеку те или иные методы работы, пусть даже и достаточно прогрессивные. Необходимо пропустить через себя любые предлагаемые технологии, чтобы в процессе деятельности действия учителя выглядели естественно (были личностно окрашены), без физического и психологического напряжения. Но определенные требования к деятельности учителя информатики все же существуют, что может быть выражено в принципах: организационных, деятельностных, содержательных и т.д.
Мы рассмотрим основные моменты организации учебной деятельности на уроках информатики, свойственные развивающему обучению.
Организационные принципы:
1. Принцип мотивации учебной деятельности. Для хорошего усвоения материала необходимо наличие внутренней мотивации у школьника на получение качественных знаний, при этом учитель формирует среду и создает условия для формирования внешней (по отношению к ученику) мотивации. Причем внешняя мотивация является основой для построения учебного процесса.
2. Принцип целенаправленного планирования собственной учебной деятельности. Поэтапное формирование алгоритмического мышления, как одна из педагогических задач учителя информатики, должна перерасти в данную компетентность. Умелое планирование собственной учебной деятельностью позволит в дальнейшем эффективно планировать и выстраивать собственную жизнь.
3. Принцип самоконтроля и ответственности за свои учебные достижения. Немаловажным фактором развития личности является формирование ответственности каждого за результаты своей деятельности, первоначально учебной, которая в процессе интериоризации должна перерасти к ответственности в профессиональной деятельности.
4. Принцип системного анализа учебного процесса (принцип рефлексии на собственную деятельность). Этот принцип обусловлен необходимостью соотнесения цели своей деятельности и полученного или получаемого результата, когда идет анализ проблем возникающих в процессе обучения.
5. Принцип системного анализа своих учебных достижений (принцип рефлексии на учебные достижения). Всесторонний анализ позволяет выявить и определить наиболее эффективные пути достижения поставленной цели, и закрепить способы деятельности дающие постоянный положительный результат).
Деятельностные принципы:
1. Принцип осознания условия и содержания учебной задачи.
2. Принцип осознания двух независимых результатов от процесса решения учебной задачи: первый результат – осознание цели выполнения данной учебной задачи как результата своей учебной деятельности (например, освоен новый способ мышления, новый способ решения задачи и т.д.), второй результат - получен правильный или неправильный ответ.
3. Принцип осознания способа выполнения отдельных действий и системы способов выполнения задачи в целом (абстрагирование, теоретическое мышление, системный анализ, формализация, моделирование, сравнительный анализ и т.д.).
4. Принцип системного анализа хода решения задачи.
5. Принцип поиска альтернативных решений.
6. Принцип поиска оптимального решения.
7. Принцип сотрудничества, заключающийся во взаимопомощи учащихся в процессе решения, в формировании умения школьника сформулировать препятствие, проблему, почему не «получается» процесс решения. Развитие проистекает не столько от решения собственно задачи, сколько от сотрудничества. Термин «сотрудничество» определяет характер помощи, которую учитель может оказывать ученику при затруднении.
Содержательные принципы:
1. Принцип системности, который говорит о том, что нельзя выхватывать из той или иной системы обучения отдельные задания и принципы и затем свидетельствовать о том, что система «не работает». Использование отдельных принципов той или иной системы может привести к обратному результату.
2. Принцип высокого уровня трудности учебных задач. Этот принцип нельзя понимать буквально, только как увеличение сложности задачи. Здесь имеется в виду, что каждая последующая задача должна быть для конкретного ученика труднее предыдущей, которую он самостоятельно решил. Трудность задачи не должна превышать возможностей учащегося, но должна быть на «пределе» его возможностей, так как именно в преодолении трудностей происходит развитие. Без напряжения интеллектуальных и духовных сил человека развития не происходит.
3. Принцип соблюдения меры трудности. Этот принцип неразрывно связан с предыдущим принципом, несоблюдение которого может принести большой вред и вызвать стрессовое состояние, депрессию, которая обычно проявляется в тревожном состоянии, слезливости «без причины», ощущении «выжатого лимона», в нетерпении, раздражительности, недоверии к окружающим, заниженной самооценке, охлаждении к учебе и т.д.
4. Принцип ведущей роли теоретических знаний - это важнейший принцип развивающего обучения в старшем школьном возрасте, который, однако, не означает сплошное изучение теорий, формулирование законов и т.д. Это означает, что учащиеся ведут наблюдение за учебным материалом и учебным процессом, целенаправленно и осознано выделяют своим вниманием связи и зависимости в самом учебном материале. Учитель подводит учеников к пониманию отдельных закономерностей, раскрытию существенных связей и отношений между элементами изучаемого материала, что, как показывает практика, является одним из любимых элементов учебной деятельности школьников. Если сосредоточить внимание школьников лишь на усвоении правил и законов без выработки «навыков теоретического обобщения – значит, задерживать их развитие».
5. Принцип организации осознания процесса учения, что означает целенаправленные усилия учителя на осознание не только объекта познания, но и процесса познания. Если процесс осознания объекта познания обращен на собственно объект познания (компьютер, программное обеспечение, память компьютера, учебную задачу и т.д.), то при осознании процесса познания внимание обращено не во вне, а как бы внутрь, то есть на то, как протекает процесс познания компьютера, каковы этапы процесса познания (сначала узнавание из множества других объектов, затем знакомство с внешними признаками и свойствами, потом познание функций и структуры, выделение отдельных составляющих элементов и познание из свойств, функций и признаков и т.д.). Соблюдение этого принципа способствует формированию правильного взаимоотношения учащихся с окружающей действительностью.
6. Принцип ускорения, который означает, что если учителю удастся реализовать все принципы развивающего обучения, то проявляется как бы побочный эффект – ускорение развития учащихся. Происходит это вследствие освоения способов деятельности (в том числе мыслительной, умственной), а не просто освоения отдельных знаний (фактов, событий и пр.). Здесь происходит смещение акцентов, когда внимание обращено именно формирование способов деятельности, чем целенаправленного формирования элементов знания. Такой подход многократно увеличивает эффект обучения.
7. Принцип сотрудничества и доверия – это совершенно обязательный принцип развивающего обучения, несоблюдение которого сводит на нет усилия педагога. Общение – это один из видов человеческой деятельности, в процессе которого происходит развитие человека. «Личность школьника формируется не путем усвоения правил поведения – он может их принять и не принять, не путем наказания и оценок – он может к ним приспособиться, «в реальных отношениях, поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается». В общении в учебном процессе складываются и проявляются чувства совести, чести, порядочности, благородства, доброты, сочувствия и уважения друг к другу.
Вот таковы основные требования к урокам с использованием методологии развивающего обучения. Развивающий эффект урока (обучения в целом) может быть весьма различным. В одном случае – развитие является «побочным» результатом обучения, когда весь ход урока подчинен задаче усвоения знаний, умений и навыков. Это и происходит обычно в процессе традиционного обучения. В процессе заучивания или освоения навыков происходит непроизвольный процесс развития. Так, например, если цель урока изучить важнейшие понятия информатики, такие как «информация», или «объект», или «структура», или «система», или «алгоритм», которые являются не конкретными, а обобщающими понятиями, развитие мышления происходит как бы само собой. Чтобы развивать мышление целенаправленно с высокой эффективностью совсем не обязательно (хотя весьма желательно) объяснять детям, что такое мышление и какие способы мышления бывают. Достаточно, используя деятельностный подход, «заставить» школьника мыслить, что способствует непроизвольному развитию мышления. Это точно так же, как для развития мышечной системы достаточно регулярно и целенаправленно выполнять определенные упражнения под руководством тренера. Тренер понимает, какие и сколько упражнений следует сделать, чтобы получить нужный результат мышечного развития, но если и спортсмен понимает, что и зачем он делает, то тогда тренеру не обязательно стоять «над душой» и контролировать действия спортсмена. Достаточно рассказать и показать, что, сколько и как надо правильно делать. То же самое и с мышлением. Достаточно объяснить, что при выполнении тех или иных упражнений происходит мощное развитие мышления, результатом которого будет, например, способность легко и быстро решать текстовые задачи по любому школьному предмету – вот и мотивация учебной деятельности на уроке информатики.
Источник:
Общие принципы и подходы к обучению информатике / Информатика и технологии: URL: http://amvrschool4.ucoz.ru/news/obshhie_principy_i_podkhody_k_obucheniju_informatike/2012-08-31-21 ; режим доступа: свободный; Дата обращения: 26 февраля 2016 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий