1. Необходимость непрерывного изучения информатики, построения многоступенчатой структуры обучения информатике.
Современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных технологий. И современному учителю в школе необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, для того чтобы грамотно и в полной мере доносить до ученика необходимый объем образовательной программы по информатике. Компьютерные технологии постоянно обновляются. Это важная причина для того, чтобы признать необходимость непрерывного процесса изучения предмета ИКТ.
В школах должен быть реализован непрерывный курс изучения информатики и ИКТ, предусматривающий три этапа:
- пропедевтический (4 - 7 классы),
- базовый (8–9 классы),
- профильный (10–11 классы)
Непрерывное изучение ИКТ предполагает освоение теоретической и практической части. Теория дает понятие о информации и информационных процесса, математическом и компьютерном моделировании, построении алгоритмов, представления любой информации в двоичном виде. Практическая часть курса направлена на освоение учащимися навыков использования средств информационных технологий. Это помогает ученикам в других учебных предметов. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов, формирует Информационная деятельность человека.
При переходе от одного этапа к другому повышается уровень сложности изучаемого предмета.
Обучение информационно-коммуникационным технологиям помогает ребенку максимально реализовать свои творческие возможности, формирует первоначальное представление о свойствах информации, способах работы с ней. Организация учебного процесса в начальной школе способствует активизации познавательной сферы обучающихся и успешному усвоению учебного материала. Изучение информатики дает возможность для активизации умственной деятельности ребенка, развития речи, способствует психическому развитию ребенка. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, рационально организовать учебный процесс.
Курс ИКТ для учащихся 5-7 классов ориентирован на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию – умение получать доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Одна из основных целей изучения информатики и ИКТ в школе для данной возрастной категории - использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Целью обучения в средней школе является прививание учащимся навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной.
Нужно признать, что обучающиеся, приходя в школу, уже прекрасно осознают роль информационных технологий в жизни общества. В процессе изучения курса они овладевают знаниями, которые позволяют им использовать методы научного познания - формализацию, моделирование, компьютерный эксперимент.
Курс ИКТ для учащихся в старших классах дает возможность изучать предмет, как фундаментальную научную дисциплину. В старших классах происходит приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Основной задачей базового уровня старшей школы является изучение общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. Изученный ранее, в младших классах и средней школе материал, позволяет систематизировать знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.Таким образом, выпускники старших классов имеют возможность углубить полученные знания, ориентируясь на профиль выбранного обучения.
Многие проблемы в изучении предмета ИКТ связаны с отсутствием учебников. Рекомендуемые учебников по информатике меняется каждый год. Многие учебные пособие не соответствуют возрастному уровню учащихся. Для сохранения непрерывности курса и преемственности необходимо создание единой линии учебных пособий.
Источник:
Афонина Елизавета Валерьевна // НЕПРЕРЫВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ / Информационные технологии в образовании: URL:http://ito.edu.ru/2010/Rostov/I/4/I-4-1.html режим доступа: свободный; (Дата обращения: 10 марта 2016 год).
Многоступенчатая структура современного обучения информатике
Источники:
1. Понятие и структура информатики // ProШколу.ru: URL: http://www.proshkolu.ru/user/Berezhkova96/file/2715076/; режим доступа: свободный; (Дата обращения: 11 марта 2016 год).
2. Структура информатики // SJ: URL: http://photo-js.ru/key; режим доступа: свободный; (Дата обращения: 11 марта 2016 год).
2. Авторские идеи, лежащие в основе построения содержания школьного курса информатики.
Появлению в 1985 году в общеобразовательной программе СССР предмета «Основы информатики и вычислительной техники» предшествовала приблизительно 25-летняя предыстория. Во время реформы общего образования начала 1960-х была введена профессиональная подготовка в старших классах. Одним из множества направлений подготовки была специальность «вычислитель-программист». Ученики специально созданных математических классов успешно осваивали программирование для ЭВМ. В целом такая практика не была распространена и встречалась в основном в крупных университетских городах.
В конце 60-х – начале 70-х гг. в отечественной педагогике появились первые исследования, рассматривающие необходимость введения в школьную программу нового учебного предмета. Академиком В.С. Ледневым был разработан факультативный курс «Основы кибернетики», среди тем которого были информация и информационные процессы, информационные модели, устройство ЭВМ и программирование для ЭВМ. Интересно, что уже в 1979 г. была сформулирована концепция ориентации на развитие определенного стиля мышления учащихся, названного операционным – иными словами, цели изучения информатики уже тогда соответствовали современным представлениям о компетентности в области информационной деятельности.
Появление курса «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) – во многом заслуга академика А.П. Ершова. Им же и был подготовлен первый учебник информатики, рассчитанный на изучение в старших классах. Как следует из названия, ознакомительный курс предполагал обучение теоретическим основам информатики и работе на вычислительной технике. Основной упор, тем не менее, делался на языки программирования и алгоритмику – сказывалось отсутствие материально-технической базы. Кроме того, лозунг Ершова («Программирование – вторая грамотность») был, к сожалению, воспринят преподавателями дословно, хотя из доклада с вышеупомянутым названием можно понять: под программированием академик понимал искусство управления компьютером в целом.
Новый этап развития предмета начался с 1993 г. после принятия Закона об образовании РФ. Название предмета изменилось с ОИВТ на «Информатика», изменилась и концепция обучения: из ознакомительного курс превратился в основной.
Одной из последних перемен было изменение название предмета на «Информатика и информационные технологии». Целью обучения данному курсу является овладение информационными технологиями в целом и Интернет-технологиями в частности.
В настоящее время не существует единого, основополагающего представления о том, какой должна быть информатика в школе. Поэтому зачастую на уроках информатики установка дается только на инструмент работы с информацией – компьютер. «Главная цель курса – развитие алгоритмического стиля мышления», — считает А.Г. Кушниренко, советский и российский специалист в области информационных технологий. «Умение обращаться с компьютером или знание конкретных программных систем не входит в непосредственные цели курса». Иными словами, целью школьного курса информатики сегодня является не столько подготовка пользователя-оператора, сколько развитие и воспитание творческой личности, а это невозможно без углубленного изучения алгоритмизации и программирования.
Источник:
Эволюция школьной информатки // ПМКИ и ИКТ: URL:http://ikt.1pku.ru/?p=1349 режим доступа: свободный; (Дата обращения: 10 марта 2016 год).
Комментариев нет:
Отправить комментарий