Что будем искать?

пятница, 25 марта 2016 г.


Метод учебных проектов

Учебный проект – одна из личностно-ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. На современном этапе обучения в условиях сосуществования разных программ акцент перено­сится на воспитание подлинно свободной личности, формирова­ние у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые ре­шения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открыты­ми для новых контактов и культурных связей. Это требует ши­рокого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст учебных за­ведений методов и технологий на основе проектной и исследо­вательской деятельности обучающихся.


В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследова­тельские, поисковые и прочие подходы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную дея­тельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, кото­рую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, исполь­зование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, тех­ники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конк­ретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столе­тия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образова­нии, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообраз­ную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом имен­но в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может под­сказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поис­ка, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, пред­полагающим владение определенной суммой знаний и через проек­тную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных зна­ний. Другими словами, от теории к практике, соединение академи­ческих знаний с прагматическими с соблюдением соответствующе­го баланса на каждом этапе обучения. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русско­го педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обуче­ния и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптировать­ся к стремительно изменяющимся условиям жизни человека по­стиндустриального общества.

Учебный проект, с точки зрения обучающегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это дея­тельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на ре­шение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельнос­ти - найденный способ решения проблемы - носит практиче­ский характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект, с точки зрения преподавателя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компе­тентности студентов: анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач; целеполагания и планирования деятельности; самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта); презентации деятельности и ее результатов; готовить материал для проведения презентации в нагляд­ной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого зна­ния из информационного поля); применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях; выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования; проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Учебные проекты, существующие в отечественной образовательной практике, делятся на несколько групп:

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее провер­кой, обсуждение полученных результатов. При этом использу­ются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информа­ции о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого про­екта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете.
Творческий проект предполагает максимально свобод­ный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобрази­тельного или декоративно-прикладного искусства, видеофиль­мы и т. п.
Ролевой (игровой) проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? Практико-ориентированный проект нацелен на соци­альные интересы самих участников проекта или внешнего за­казчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

2. По предметно-содержательной области: монопроект, в рамках одной области знаний; межпредметный проект, на стыке различных областей.

3. По характеру координации проекта:  непосредственный (жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, ха­рактерно для телекоммуникационных проектов).

4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. По количеству участников проекта (индивидуальный, пар­ный, групповой, коллективный, массовый).

6. По продолжительности проекта: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т. п.).

Американский профес­сор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов: проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п., целю которых является участие детей в групповой деятельности; экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, свя­занных с окружающей природой и общественной жизнью; повествовательные проекты, цель которых — получить удоволь­ствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письмен­ной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле); конструктивные проекты — создание конкретного, полезного про­дукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.

К учебным проектам предъявляются следующие требования:

1. Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.

4. Структурирование содержательной части проекта (с ука­занием поэтапных результатов).


5. Использование исследовательских методов. Конечный продукт проектной деятельности может быть представлен следующим образом: web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас; бизнес-план; видеофильм; видеоклип; электронная газета; электронный журнал; законопроект; карта; коллекция; дизайн - макет; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт пакет рекомендаций; письмо в ... ; прогноз; публикация; путеводитель; рекламный проспект; серия иллюстраций; сказка; справочник; словарь сравнительно-сопоставительный анализ; статья; сценарий; виртуальная экскурсия; сборник сочинений; дневник путешествий; главы из несуществующего учебника.
Источник:
Шибаева А.П. / МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА // ПЕДФОРУМ: URL: http://pedagogie.ru/stati/pedagogicheskie-tehnologi/metod-uchebnyh-proektov-obrazovatelnaja-tehnologija-xxi-veka.html; режим доступа: свободный; дата обращения: 25 марта 2016 год.
 Проектная деятельность учащихся при изучении информатики
 

Проект – практическая работа большого объема, которая предназначена для закрепления, углубления, совершенствования и реализации базовых знаний учащихся по определенной теме или разделу.
Проектный метод обучения относится к активным методам обучения, а точнее к исследовательским методам и использует в своей основе СТРАТЕГИЮ ПОГРУЖЕНИЯ в учебный предмет или объект изучения реального мира. Проектный метод очень эффективен, но проблематичен в использовании на традиционном уроке, учитывая современную образовательную базу. Тем не менее, необходимо отметить, что проектный метод реализует следующие дидактические принципы:
- Принцип сознательности и активности. Подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания.
- Принцип связи теории с практикой. Практика критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.
- Осуществление межпредметных связей для наиболее полной информационной картины мира. Этот реализуется за счет подбора проектов разной тематики и взаимодействия с другими учителями предметниками.
- Также проектный метод обучения тесно связывается с принципами прочности усвоения новых знаний и принципом научности. 

Сущность проектного метода обучения
1. Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, ставит задачу – проект. Конкретная тема проекта может выбираться как самим учащимся, так и с помощью учителя предметника. Частичному разрешению проблемы посвящается значительный отрезок учебного времени на первом этапе внедрения метода и консультативные беседы на протяжении всей работы до этапа защиты проекта.
2. Знания учащимся либо не сообщаются, либо сообщаются только базовые знания. Учащиеся самостоятельно добывают знания, решают задачи об их применении на практике.
3. Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач.
4. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
5. Учебный процесс предусматривает творческое усвоение знаний.

Все исследовательские методы обучения требуют больших затрат времени и сил педагога и учащихся, что автоматически осложняет применение данного метода в обычных классах на уроках информатики (2 часа в неделю, большие группы учащихся). Тем не менее, при соблюдении определенных условий и это возможно. Использование проектного метода на уроках информатики в физико-математических классах не только возможно, но и желательно. Данный метод обучения создает в таком классе особую атмосферу причастности к современному информационному пространству и науке «информатика», а также повышает уровень познавательной активности учащихся, развивает креативность мышления и воспитывает многие качества личности так необходимые человеку в современном информационном обществе.
Мы выделяем два уровня или вида проектного метода обучения: первый – применяется на уроках в классах гуманитарного профиля, второй - классах физико-математического профиля. Первый уровень мы назовем ФРОНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, второй ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ.
Фронтальный проект. Учащиеся получают задание. Задача должна быть поставлена четко и ясно. Учителем должны быть сформулированы требования к проекту, обозначен алгоритм действий для достижения результата. Учитель так же может предложить возможные темы проекта, которые в то же время подразумевают возможность творческого подхода к заданию. Фронтальный проект выполняется всеми учащимися на уроках. Т. е. объясняя на уроке новый материал, учитель привязывает его к возможному проекту. Закрепление на практике происходит на материале собственного проекта.
Индивидуальный проект. Этот уровень возможен в классах, где дети знакомы с исследовательскими методами обучения и могут работать самостоятельно. Применение этого метода только в рамках урока не возможно, и не оправдано. Учащиеся получают задание, учителем формулируются требования к проекту. Требования должны быть сформулированы минимальным образом, т. е. сразу стимулировать учащегося к творческому подходу в решении данной задачи. Темы учащиеся должны выбирать сами или с помощью других учителей предметников. Темы могут носить импринтинговый и рикольный характер. В процессе работы необходим текущий контроль, который предназначен не столько для текущего оценивания или проверки добросовестности в работе учащегося, сколько для дополнительной мотивации и поощрения. Учитель может давать консультации по наиболее сложным вопросам, рекомендации по дизайнерскому или алгоритмическому решению, которые учащийся сам решает принять или нет. Учитель играет роль старшего наставника, сотрудника.

Достоинства и недостатки проектного метода обучения
Уже по определению проектного метода можно сделать некоторые выводы о главных достоинствах этого метода. Так как проектный метод подразумевает активную самостоятельную работу учащегося, то полученные знания будут отличаться глубиной и прочностью усвоения, а работа будет сопровождаться повышением уровня познавательной активности учащихся и повышением уровня мотивации. Рост учебной мотивации обеспечивается еще и тем, что учащиеся будут видеть результаты своего труда – реальные работы, применение которых возможно в жизни.
Свободная тема, широкая область реализации, использование задач дивергентного типа - все это способствует развитию креативности мышления учащегося и творческому усвоению знаний при использовании проектного метода обучения.
Проектный метод наиболее продуктивно реализует главную воспитательную задачу предмета «Информатика» - воспитание информационной культуры учащихся и формирование полной информационной картины мира, опять же благодаря наличию значимого результата деятельности учащегося.
Стратегии погружения в предметную область обеспечивает высокую интенсивность обучения при условии качественного сопровождения метода со стороны учителя.
Проектный метод позволяет без особых затрат со стороны учителя реализовать дифференцированных подход в обучении. Каждый учащийся осуществляет погружение в предметную область соответственно своему уровню подготовки, может работать в индивидуальном темпе, особенно если проект является индивидуальным. Учитель может соответственно уровню учащихся делать подсказки, помогать в решении или же наоборот давать дополнительные, углубленные задания по проекту.
Вместе с тем, как и любой другой метод, проект обладает некоторыми недостатками. Большинство из них обусловлены спецификой применения в современной Российской школе. 
К числу основных недостатков относятся:

- значительные затраты времени;
- значительные затраты энергии учителей и учащихся;
- трудность применения на уроках информатики из-за привязанности к технической базе;
- трудности в применении на классах с низким уровнем подготовки в области современных информационных технологий.

Разумное сочетание проектного метода с другими методами обучения и обоснованный подход в применении, позволит свести к минимуму недостатки метода и максимально реализовать его возможности. 

Условия и выбора задания для проектного метода 

Важнейшую роль для успешного применения проектного метода обучения играет выбор задания для работы. В первую очередь при выборе задания учитель должен учитывать уровень подготовки учащегося, навыки самостоятельной работы. Эти условия позволят определить целесообразность проектного метода и специфику проектного метода (фронтальный, индивидуальный). Так же необходимо учитывать уровень владения именно компьютерными технологиями.
После того как определено задание проекта, необходимо определить тему проекта или область, в которой проект будет разворачиваться. Конечно, лучше всего если эту область и саму тему проекта выберет сам учащийся, но если это вызывает затруднения необходимо оказать помощь, подтолкнуть к самостоятельному рождению идеи по выполнению проекта. При выборе темы учитель должен учитывать интересы учащегося и при этом актуальность и познавательность данной области. Наибольшего эффекта достигает проект, если задание носит импринтинговый или рикольный для учащегося характер.
Импринтиг – процесс глубокого запечатления образов на подсознательном уровне. Это образы семьи, дома, родины, которые вызывают глубокий эмоциональный всплеск и резко повышают уровень мотивации к заданию. Рикольный характер носит задание, если оно вызвано какой-либо ситуацией, которая очень сильно воздействовала на эмоциональную сферу учащегося и является для него на данный момент очень значимой. Например, учащийся сталкивается с дефицитом какой-либо информации о значимом человеке в глобальной сети и решается создать свой сайт посвященный этому человеку, нередко даже трагические события могут повлиять на выбор задания.
Контроль и оценивание проекта

Завершающая стадия метода, тем не менее, она является такой же значимой, как и все остальные. Плохая оценка или не внимание со стороны учителя к проделанной работе может повлечь серьезные последствия и перечеркнуть всю проделанную работу, а так же надолго лишить учащегося интереса к самостоятельной и творческой работе в области информационных технологий.
Оценивая, учитель должен помнить о том, что изначально настраивал учащихся на творческую работу и поэтому слишком критическое оценивание затронет самооценку, лишит интереса к творчеству, создаст чувство психологического дискомфорта, нереализованности. Оценивание проекта должно быть открытым, демонстрироваться другим сверстникам и учителям. Отметки за проект вообще может и не быть, но учитель должен обязательно выразить свое мнение о каждом объекте, причем таким образом, что бы каждый почувствовал себя реализованным, а свою работу востребованной. Имеющиеся недостатки должны быть оглашены таким образом, что бы мотивировать ребенка к возможной доработке или усовершенствованию проекта.
На практике, в контексте настоящей образовательной программы, проектный метод может применяться практически во всех линиях и разделах: основы алгоритмизации и программирования (разработка программных пакетов, игр), текстовые, графические и музыкальные редакторы (создание своих рисунков, видео клипов, учебных пособий и т. д.), сетевые технологии (создание Web-сайтов), обработка информации (разработка баз данных) и т. д.
 
Источник:
Горбунова И. В. / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Pandia: URL: http://pandia.ru/text/78/265/11730.php; режим доступа: свободный; дата обращения: 25 марта 2016 год.

Примеры тем учебно-исследовательских проектов:

Проекты, углубляющие содержание школьного курса информатики
Проекты, направленные на реализацию межпредметных связей
Проекты, направленные на удовлетворение познавательных интересов (любопытство школьников)
 1. «Операционная система. Принципы и задачи». В наше время трудно представить себе компьютер, на котором бы не была установлена операционная система. Так зачем же она нужна? Почему нельзя обойтись без нее и что она делает? «Клавиатура. История развития». История развития клавиатуры с начала 70-х годов и до наших дней. Какие клавиши за что отвечают, зачем были введены и почему клавиши, которые уже не выполняют тех задач, для выполнения которых были изначально введены (например, Scroll Lock), до сих пор не убраны. «Лучшие информационные ресурсы мира». Расскажите о лучших, на ваш взгляд, информационных ресурсах мира. Свое мнение обоснуйте.
 2. «Принтеры». Человечеством изобретен добрый десяток принципов нанесения изображения на бумагу, но прижились очень немногие. И сейчас можно говорить о полном лидерстве лишь двух технологий – струйной и лазерной. Подумайте, почему. «История Операционных Систем для персонального компьютера». Учащиеся должны сравнить ныне существующие и уже отжившие свое ОС, выделить отличия и найти сходства. «Искусственный интеллект и ЭВМ». В рамках данного проекта учащимся предлагается подумать, каковы возможности современных компьютеров и каковы перспективы их развития с точки зрения искусственного интеллекта. Компьютер – это просто инструмент или самостоятельный субъект?
 3. «Методы обработки и передачи информации». В рамках данного проекта необходимо исследовать способы передачи информации от одного объекта к другому, найти возможные положительные и отрицательные стороны того или иного технического решения. «Они изменили мир». Рассказ о выдающихся личностях, внесших существенный вклад в развитие вычислительной техники. «Мертвые языки программирования». От учащегося требуется описать этапы развития языков программирования, рассказать об их разновидностях, а затем показать, почему те или иные языки программирования так и не прижились.
 4. «Шифрование информации». Учащимся предлагается понять и изучить возможные способы и методы шифрования информации. «Компьютеризация 21 века. Перспективы». Учащиеся должны подумать, какие сферы человеческой деятельности еще не компьютеризированы, где компьютеризация необходима, а где она категорически недопустима, и нужна ли она вообще. «USB1.1, USB 2.0. Перспективы». Зачем создавался USB если уже существовали технология SCSI, а на компьютерах наличествовало по несколько LPT и COM портов? Каковы перспективы его развития, ведь для современных устройств даже 12 Мбит/с уже катастрофически недостаточно.
 5. «Шифрование с использованием закрытого ключа». От учащегося требуется уяснить основные принципы шифрования с использованием так называемого открытого ключа. Проанализировать преимущества такого способа и найти недостатки. «Мировые информационные войны». Найдите причину их возникновения, подумайте, почему победа в информационной войне так важна и от чего она зависит. «Вирусы и борьба с ними». Проект желательно подготовить в виде красочной презентации с большим числом кадров, звуковым сопровождением и анимацией, где бы учащийся рассказал о способах защиты от вирусов, борьбы с ними и советы, сводящие к минимуму возможность заразить свой компьютер.

Источник:
Информация и информационные технологии // schooll-7: URL: http://schooll-7.narod.ru/temi.htm; режим доступа: свободный; дата обращения: 25 марта 2016 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий