1. Первый этап введения основ информатики в содержание школьного образования
Введение основ информатики в содержание школьного образования было обусловлено необходимостью осуществления "всеобщей компьютерной грамотности молодежи". Эта задача фактически определяла содержание курса информатики на первом этапе его введения в школу. Курс был ориентирован на изучение основ программирования, а впоследствии на освоение и применение средств информационных технологий.
Однако курс информатики не может ограничиваться только задачей подготовки школьников к жизни, профессиональной деятельности в условиях информатизации общества. Уже к началу 90-х гг. возникло твердое убеждение, что изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся "информационном" обществе. Этому немало способствовало и изменение взглядов на предмет информатики как науки, ее место в системе научного знания. Эти процессы совпали по времени с коренными изменениями приоритетов школьного образования, поворотом его к личности школьника, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей посредством широкой дифференциации содержания образования в школе. При этом практика школы показала, что методическая система обучения информатике может быть не только успешно адаптирована к новой парадигме, новым целям и ценностям обучения, но информатика во многих случаях может выступать в качестве "катализатора" этих процессов. Информатика первой среди других школьных предметов вышла на уровень профильной дисциплины на различных ступенях школы. Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования. Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Современный взгляд на предмет информатики во многом отличается от представлений о предмете этой науки, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека. Термин "информатика" возник в середине 60-х гг. как гибрид двух слов: "информация" и "автоматика" – для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных. Информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур, - кибернетику, теорию информации, документалистику и т.д. Пришло осознание того, что информатика – это не прикладная, а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы. Это понимание предмета информатики положено в основу настоящей концепции.
Однако курс информатики не может ограничиваться только задачей подготовки школьников к жизни, профессиональной деятельности в условиях информатизации общества. Уже к началу 90-х гг. возникло твердое убеждение, что изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся "информационном" обществе. Этому немало способствовало и изменение взглядов на предмет информатики как науки, ее место в системе научного знания. Эти процессы совпали по времени с коренными изменениями приоритетов школьного образования, поворотом его к личности школьника, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей посредством широкой дифференциации содержания образования в школе. При этом практика школы показала, что методическая система обучения информатике может быть не только успешно адаптирована к новой парадигме, новым целям и ценностям обучения, но информатика во многих случаях может выступать в качестве "катализатора" этих процессов. Информатика первой среди других школьных предметов вышла на уровень профильной дисциплины на различных ступенях школы. Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования. Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Современный взгляд на предмет информатики во многом отличается от представлений о предмете этой науки, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека. Термин "информатика" возник в середине 60-х гг. как гибрид двух слов: "информация" и "автоматика" – для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных. Информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур, - кибернетику, теорию информации, документалистику и т.д. Пришло осознание того, что информатика – это не прикладная, а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы. Это понимание предмета информатики положено в основу настоящей концепции.
Источник:
Концепция содержания обучения информатике // МАОУГ №6 города Красноярска: URL: http://gimn6.ru/article.asp?id_text=165; режим доступа: свободный; (Дата обращения: 3 марта 2016 год).
2. История развития школьной информатики
Появлению в 1985 году в общеобразовательной программе СССР предмета «Основы информатики и вычислительной техники» предшествовала приблизительно 25-летняя предыстория.
Во время реформы общего образования начала 1960-х была введена профессиональная подготовка в старших классах. Одним из множества направлений подготовки была специальность «вычислитель-программист». Ученики специально созданных математических классов успешно осваивали программирование для ЭВМ. В целом такая практика не была распространена и встречалась в основном в крупных университетских городах.
В конце 60-х – начале 70-х гг. в отечественной педагогике появились первые исследования, рассматривающие необходимость введения в школьную программу нового учебного предмета. Академиком В.С. Ледневым был разработан факультативный курс «Основы кибернетики», среди тем которого были информация и информационные процессы, информационные модели, устройство ЭВМ и программирование для ЭВМ. Интересно, что уже в 1979 г. была сформулирована концепция ориентации на развитие определенного стиля мышления учащихся, названного операционным – иными словами, цели изучения информатики уже тогда соответствовали современным представлениям о компетентности в области информационной деятельности.
Появление курса «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) – во многом заслуга академика А.П. Ершова. Им же и был подготовлен первый учебник информатики, рассчитанный на изучение в старших классах. Как следует из названия, ознакомительный курс предполагал обучение теоретическим основам информатики и работе на вычислительной технике. Основной упор, тем не менее, делался на языки программирования и алгоритмику – сказывалось отсутствие материально-технической базы. Кроме того, лозунг Ершова («Программирование – вторая грамотность») был, к сожалению, воспринят преподавателями дословно, хотя из доклада с вышеупомянутым названием можно понять: под программированием академик понимал искусство управления компьютером в целом.
Новый этап развития предмета начался с 1993 г. после принятия Закона об образовании РФ. Название предмета изменилось с ОИВТ на «Информатика», изменилась и концепция обучения: из ознакомительного курс превратился в основной.
Одной из последних перемен было изменение название предмета на «Информатика и информационные технологии». Целью обучения данному курсу является овладение информационными технологиями в целом и Интернет-технологиями в частности.
В настоящее время не существует единого, основополагающего представления о том, какой должна быть информатика в школе. Поэтому зачастую на уроках информатики установка дается только на инструмент работы с информацией – компьютер. «Главная цель курса – развитие алгоритмического стиля мышления», — считает А.Г. Кушниренко, советский и российский специалист в области информационных технологий. «Умение обращаться с компьютером или знание конкретных программных систем не входит в непосредственные цели курса». Иными словами, целью школьного курса информатики сегодня является не столько подготовка пользователя-оператора, сколько развитие и воспитание творческой личности, а это невозможно без углубленного изучения алгоритмизации и программирования.
Источник:
В конце 60-х – начале 70-х гг. в отечественной педагогике появились первые исследования, рассматривающие необходимость введения в школьную программу нового учебного предмета. Академиком В.С. Ледневым был разработан факультативный курс «Основы кибернетики», среди тем которого были информация и информационные процессы, информационные модели, устройство ЭВМ и программирование для ЭВМ. Интересно, что уже в 1979 г. была сформулирована концепция ориентации на развитие определенного стиля мышления учащихся, названного операционным – иными словами, цели изучения информатики уже тогда соответствовали современным представлениям о компетентности в области информационной деятельности.
Появление курса «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) – во многом заслуга академика А.П. Ершова. Им же и был подготовлен первый учебник информатики, рассчитанный на изучение в старших классах. Как следует из названия, ознакомительный курс предполагал обучение теоретическим основам информатики и работе на вычислительной технике. Основной упор, тем не менее, делался на языки программирования и алгоритмику – сказывалось отсутствие материально-технической базы. Кроме того, лозунг Ершова («Программирование – вторая грамотность») был, к сожалению, воспринят преподавателями дословно, хотя из доклада с вышеупомянутым названием можно понять: под программированием академик понимал искусство управления компьютером в целом.
Новый этап развития предмета начался с 1993 г. после принятия Закона об образовании РФ. Название предмета изменилось с ОИВТ на «Информатика», изменилась и концепция обучения: из ознакомительного курс превратился в основной.
Одной из последних перемен было изменение название предмета на «Информатика и информационные технологии». Целью обучения данному курсу является овладение информационными технологиями в целом и Интернет-технологиями в частности.
В настоящее время не существует единого, основополагающего представления о том, какой должна быть информатика в школе. Поэтому зачастую на уроках информатики установка дается только на инструмент работы с информацией – компьютер. «Главная цель курса – развитие алгоритмического стиля мышления», — считает А.Г. Кушниренко, советский и российский специалист в области информационных технологий. «Умение обращаться с компьютером или знание конкретных программных систем не входит в непосредственные цели курса». Иными словами, целью школьного курса информатики сегодня является не столько подготовка пользователя-оператора, сколько развитие и воспитание творческой личности, а это невозможно без углубленного изучения алгоритмизации и программирования.
Источник:
Эволюция школьной информатики // Предметно-методическая кафедра информатики и ИКТ: URL: http://ikt.1pku.ru/?p=1349; режим доступа: свободный; (Дата обращения: 3 марта 2016 год).
Изменение целей изучения информатики в школе
По результатам таблицы, можно сказать, что подход к курсу информатики сегодня
связан с выделением общеобразовательной
функции, потенциальных возможностей в
решении задач обучения, воспитания,
развития.
Источники:
1. Цели изучения информатики в школе // Информатика в школе: URL: http://inf777.narod.ru/stateiki/zeli_izucheniya_informatiki.htm; режим доступа: свободный; (Дата обращения: 5 марта 2016 год).
2. Методика преподавания информатики // StudFiles: URL: http://www.studfiles.ru/preview/4518814/; режим доступа: свободный; (Дата обращения 5 марта 2016 год);
3. Суть принципов построения современного школьного курса информатики. Фундаментальность, системность и функциональная полнота школьного образования по информатике.
Принцип фундаментальности:
Принцип фундаментальности обучения требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. В традиционной дидактике он формулировался как связь теории с практикой. Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний, обусловленную характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют к мышлению человека.
Фундаментальность обучения требует систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность — моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.
Принцип системности:
Принцип системности предполагает, что в ходе изучения курса необходимо выстраивать в сознании учащихся взаимосвязанную систему понятий. Им должна быть видна структура курса, место каждого раздела и понятия в общей структуре.
Принцип функциональной полноты:
Принцип функциональной полноты содержания образования вытекает из того, что всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых подсистем не является функционально полным. Имеется в виду и коэффициент функциональной значимости компонентов содержания образования, и возможность их компенсирования. Так, исключение из учебных планов школы элементов политехнического образования отрывает содержание общего образования от жизни, понижает его функциональное, практическое значение.
Фундаментальность обучения требует систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность — моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.
Принцип системности:
Принцип системности предполагает, что в ходе изучения курса необходимо выстраивать в сознании учащихся взаимосвязанную систему понятий. Им должна быть видна структура курса, место каждого раздела и понятия в общей структуре.
Принцип функциональной полноты:
Принцип функциональной полноты содержания образования вытекает из того, что всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых подсистем не является функционально полным. Имеется в виду и коэффициент функциональной значимости компонентов содержания образования, и возможность их компенсирования. Так, исключение из учебных планов школы элементов политехнического образования отрывает содержание общего образования от жизни, понижает его функциональное, практическое значение.
Источники:
1. Принцип функциональной полноты содержания образования // Педагогика: URL: http://www.pedpro.ru/theory/13/208.htm; режим доступа: свободный; (Дата обращения: 5 марта 2016 год).
2. Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения // Педагогика: URL: http://www.pedpro.ru/theory/11/176.htm; режим доступа: свободный; (Дата обращения 5 марта 2016 год);
4. Подходы к изучению информатики (прикладной, фундаментальный), реализуемые в настоящее время в общеобразовательных организациях.
Прикладной подход:
Прикладной подход, это подход, который имеет под собой чисто практическую, эмпирическую основу, значение и применение которой подразумевает обучение на практике. Этот подход крайне необходим в современной системе преподавания информатики, так как осуществляет необходимую связь теории с практикой, а возможность обретения практического опыта в процессе обучение, облегчает дальнейшее освоение учащимися новых аспектов дисциплины.
Фундаментальный подход:
Фундаментальный подход сосредотачивает весь процесс обучения вокруг твёрдой теоретической и
практической подготовки учащихся. Такой подход в обучении предполагает научную обоснованность, полноту и глубину
знаний, нерушимо связанных с характерным современным прогрессом в науке и технике.
Фундаментальный подход обеспечивает появление у учащихся крепких знаний с твёрдой, не устаревающей основой, развивающих критическое мышление.
Источники:
1. основные методологические подходы в педагогике // МолодойУчёный: URL: http://www.moluch.ru/archive/17/1674/; режим доступа: свободный; (Дата обращения: 6 марта 2016 год).
Комментариев нет:
Отправить комментарий