Что будем искать?

пятница, 1 апреля 2016 г.

1. Анализ определений формы обучения, типологий различных форм обучения.
Форма обучения

1. Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.
Источник: 
Формы обучения // cribs.me: URL: http://cribs.me/pedagogika/formy-obucheniya; режим доступа: свободный; дата обращения: 1 апреля 2016 год.
2. Форма организации обучения - это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.
Источник: 
Что такое форма обучения // psylist.net: URL: http://www.psylist.net; режим доступа: свободный; дата обращения: 1 апреля 2016 год.
3. Формы обучения - организационные особенности обучения.
Источник: 
Формы обучения // psyoffice.ru: URL: http://www.psyoffice.ru; режим доступа: свободный; дата обращения: 1 апреля 2016 год.

Итак, форма обучения - это исторически сложившаяся, специально организованная деятельность учителя и учащихся, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

Типология различных форм обучения


Выделяются конкретные и общие формы обучения в педагогике. К конкретным относятся урок, лабораторные занятия, факультатив, домашняя работа, практические занятия, консультации, формы контроля и др. Характеристика форм обучения Урок выступает формой обучения, предназначенной для определенного коллектива. Для нее характерны работа над одним и тем же материалом постоянного состава обучаемых, жесткая регламентация. Уроки делятся на следующие типы: 

- уроки-лекции, во время которых материал подается преподавателем. Но, используя свое мастерство и педагогический опыт, учитель может проводить их в форме активной беседы с учащимися; 
- такие формы обучения в педагогике, как практические (лабораторные) занятия способствуют применению на практике полученных умений и отработке навыков; 
- к урокам, на которых происходит контроль и проверка знаний, принадлежат тестовые задания, контрольные, самостоятельные работы; 
- комбинированные уроки могут предусматривать следующие этапы: повторение изученного -- контроль выполнения домашнего задания -- опросы в устной или письменной форме и т. п.; 
усвоение материала, предусмотренного программой; 
работа над умениями применять практически полученные знания; 
постановка заданий для домашней работы. 
- факультативы как формы обучения в педагогике своим заданием ставят более углубленное изучение предметов. Их учащиеся посещают по желанию; 
- экскурсии позволяют непосредственно познакомиться с изучаемыми объектами; 
- внеклассная работа, включающая в себя кружки, участие в конкурсах и олимпиадах, способствует развитию и проявлению индивидуальных способностей воспитанников;
- домашние задания способствуют выработке навыков работать самостоятельно. 

Формы обучения, отвечающие требованиям современности 

Современное образование выдвигает перед преподавателем новые требования: изменяются его функции и роль в процессе обучения. Поэтому инновационные формы обучения призваны преобразовать само содержание деятельности педагога. Постепенно происходит процесс ориентации обучаемых на использование новых технологий. Поэтому первоочередным заданием становится применение новых методов в обучении, новых подходов к организации и проведению занятий и самостоятельной работы.

Реалии сегодняшнего дня показывают, что современные формы обучения в первую очередь должны быть направлены на выработку в учащихся необходимых знаний и умений в процессе осмысленной, содержательной и интересной для них деятельности с использованием материальных и информационных объектов. 
 Нестандартные уроки как современные формы обучения являются одним из важных средств, формирующим в воспитанников высокий интерес к обучению. Они также способствуют снятию напряжения, помогают в выработке навыков учебной деятельности, на эмоциональном уровне воздействуют на детей. Благодаря этому в учащихся формируются знания, более прочные и глубокие. 
Поэтому инновационные формы обучения могут быть представлены следующими типами нестандартных уроков: 
- учебное занятие в форме игры и соревнования (деловые, ролевые, КВН, викторина, дуэль, турнир, конкурс, эстафета и др.); 
- урок-исследование, урок-интервью, урок-комментарий, урок-анализ первоисточников; 
- уроки с нетрадиционной формой изучения материала (урок откровения, урок мудрости и т. п.); 
- уроки, носящие характер публичных форм общения (дискуссия, телепередача, диалог, пресс-конференция и др.); 
- урок, имитирующий деятельность учреждений (редакционный совет, суд, ученый совет); 
- урок-творческая фантазия (сюрприз, сказка, урок будущего). Педагог в своей роботе должен творчески объединять как традиции, так и новаторство.

Источник: 
Формы обучения в педагогике: традиции и новаторство // FB.ru: URL: http://fb.ru/article/4409/formyi-obucheniya-v-pedagogike-traditsii-i-novatorstvo; режим доступа: свободный; дата обращения: 1 апреля 2016 год.



2. Характеристика урока как основной формы организации образовательного процесса.



В современных условиях основной формой организации учебного процесса в средней школе является урок. В педагогической литературе он рассматривается как средство целенаправленного управления образования, развитием и воспитанием школьника. Эта регламентированная единица учебного процесса, элемент богатой системы, тесно связанной с предыдущими и последующими занятиями.
Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение.
Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебно-воспитательного процесса. В нём представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, формы организации, методы и средства обучения).
Главную роль среди основных характеристик играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие.
В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержания урока. Поставить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, учебники, методические пособия, дидактические материалы и другие. Специфика учебного предмета “информатика” такова, что изложение материала на уроке строится с сохранением логики раскрытия этой темы в школьном учебнике в зависимости от того, какой учебник выбран педагогом.
Учебный процесс предполагает органическое единство средств, методов и приёмов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приёму обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учениками и учениками между собой.
Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Урок – динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведённом месте с учётом особенностей каждого ученика путём использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. Таких характеристик не имеет ни одна другая организационная форма, они отражают не только специфику, но и сущность урока. Наполняемость класса не является обязательной характеристикой урока, но установлено, что для оптимальной работы, как учащихся, так и учителя является группа, состоящая из 10 – 15 человек.
Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.
Обучение на уроке происходит в учебных ситуациях, которые являются элементарными единицами урока.
Учебная ситуация – дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.
К общим структурным элементам урока можно отнести цель, определенный объем материала, постоянный состав учащихся, руководство учителя деятельности учащихся, последовательность разных видов деятельности в зависимости от типа урока, регламентированное время, четко определенное место и время проведения по расписанию.
В практике накоплен большой опыт проведения уроков, разнообразных по структуре. В педагогической литературе существует много подходов к их классификации.
При всем многообразии классификаций особенности курса информатики предполагают акцентировать внимание на классификации уроков по дидактическим целям. Применяя избранный подход к курсу информатики выделим следующие типы уроков:

1) урок сообщения новых знаний. Само название говорит о том, что они посвящаются главным образом работе над новым материалом.
2) Урок формирования практических умений и навыков. Проводятся они после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения и выработки практических умений и навыков.
3) Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. Целью таких уроков является – обеспечение связи между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, развитие у школьников некоторых элементов профессионализма, ориентация их на определённое самоопределение.
4) Урок контроля уровня усвоения знаний, сформированности практических умений и навыков. Эти уроки проводятся с использованием различных видов опроса, а также включают в себя использование тестирующих программ и проведение самостоятельных и контрольных работ. После проверки самостоятельных и контрольных работ проводится их анализ, и выявляются типичные недостатки в знаниях учащихся.
5) Комбинированный (смешанный) урок. Своё название они получили оттого, что при их проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы и, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков т. д.

Важнейшими признаками изложенных типов уроков считаются:

· обеспечение активной интеллектуальной и эмоционально-волевой деятельности школьников.
· Наличие правильного соотношения между педагогическим руководством и самостоятельностью учеников.
· Сочетание фронтальных и индивидуальных способов организации познавательной деятельности.
· Оптимальное сочетание методов, приемов и средств обучения.
· Нацеленность обучения на конечный результат при планировании системы уроков.
· Создание благоприятной атмосферы в процессе обучения.
· Наличие в достаточном количестве современной вычислительной техники и программного обеспечения.

Источник:
Урок основная форма учебного процесса // Студопедия: URL: http://studopedia.ru/3_90859_urok-osnovnaya-forma-uchebnogo-protsessa.htmlрежим доступа: свободный; дата обращения: 1 апреля 2016 год.



3. Примеры эффективной организации практикумов по информатике на основе использования средств ИКТ.

Пример: 
Тема: «Использование электронных таблиц в решении задач. Построение графиков функций»
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Цели:
- сформировать у студентов умение обрабатывать числовую информацию с использованием электронных таблиц (ЭТ);
- уметь использовать Excel для построения графиков элементарных и сложных функций, изучения графических способов решения уравнений и систем уравнений.
По окончании занятия студент:
- имеет представление:
- об использовании ЭТ для решения задач;
- о правилах построения графиков функций;
Знает:
- основные виды встроенных функций;
- алгоритмы ввода формул и основных функций;
- способы ввода функций;
- основные ошибки, допускаемые, при вводе функций;
Умеет:
- различными способами работать с функциями в электронных таблицах;
- табулировать функции;
- строить графики, диаграммы в ЭТ;
- работать с информацией;
- использовать формулы и функции для проведения вычислений в электронных таблицах.
Задачи:
- Образовательные: проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках по электронным таблицам, обобщить и систематизировать знания теме “Электронные таблицы”; продолжить формирование умений и навыков в электронных таблицах: табулировании функции, построение графиков, диаграмм. Закрепить программный материал при решении задач, табулировании функций и построение графиков в ЭТ; совершенствовать навыки построения и анализа реальной ситуации.
- Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы за компьютером, работы в сети, умении сохранять файлы в разных форматах, оформлять, распечатывать и получать результат тестирования программы; развивать творческий подход в оформлении программы на компьютере; развитие логического мышления, памяти и внимательности; формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний; формировать представление учащихся о том, что ЭТ применяются при решении жизненно важных задач.
- Воспитательные: повысить активность, развивать соревновательные качества студентов на уроке; воспитание трудолюбия; привитие навыков самостоятельности в работе; развить познавательный интерес и творческую активность; выработать аккуратность и организованность в работе; продемонстрировать возможности применения компьютеров, в частности ЭТ, для решения задач; формировать навыки взаимодействия и принятия решений.

Методическая цель занятия: продемонстрировать возможности использования на занятиях современных развивающих методик.

Методы и приёмы:
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приём: информационный рассказ, беседа);
- методы передачи информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная работа студентов с конспектом, с практической работой);
- методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (приемы: показ компьютерной презентации, «повтори за мной»);
- методика концентрации внимания (упражнение «Исключи лишнее слово»);
- методы контроля (приём: самопроверка).

Оборудование урока:
- персональные компьютеры с операционной системой MS Windows XP и табличным процессором MS Excel 2003,2007;
- карточки с заданиями практической работы.

Принципы: научности обучения, наглядности, развивающего обучения – познавательная деятельность, последовательности, доступности, развития личности, коллективизма.

Формы организации работы на уроке:
- индивидуальная;
- групповая;
- самостоятельная (дифференцированная по трудности).

Обоснование метода обучения и форм работы.
- помогают активизировать внимание студентов;
- создают обстановку сотрудничества, взаимопомощи;
- воспитывают дух здорового соперничества;
- служат формированию у учащихся творческого подхода к решению задач, чёткости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Межпредметных связи с учебными предметами:
математика: знание основных понятий алгебры – функция, аргумент функции, квадратные уравнения, тригонометрические функции.

На доске оформление в виде таблицы с заголовками: № п/п, Фамилия, имя учащегося, д/з, тест, Блиц-турнир, практическая работа, итоговая оценка.

Источник:
Урок – практикум по информатике // Информио: URL: http://www.informio.ru; режим доступа: свободный; дата обращения: 1 апреля 2016 год.


4. Оценка примеров домашних заданий по информатике.


Сама проблема организации домашней работы весьма актуальна. Необходимость домашней работы обусловлена не столько решением чисто дидактических задач, сколько задачами формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся.
Основное отличие домашней работы от классной заключается в том, что она проходит по указаниям преподавателя, но без его непосредственного участия. Учащийся сам определяет темп и время выполнения работы.
Домашнее задание – это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающий в новых условиях.
Домашнее задание может быть:

1) средством целесообразной и полезной организации внеучебного времени учащихся;
2) способом приучения детей к систематической самостоятельной интеллектуальной работе;
3) тренингом, способствующим лучшему и прочному запоминанию изучаемого материала;
4) методом воспитания нравственных качеств – трудолюбия, ответственности, чувства долга и пр.;
5) средством обратной связи школы, учителя и родителей ученика и в известной степени воспитания родителей;
6) дополнительным временем к уроку для прохождения и освоения его материала учеником.

Большинство учителей задают домашнее задание в конце урока, но возможны и другие варианты: в начале, в середине и ходе урока.
В связи со спецификой предмета (работа с компьютером) домашнее задание по информатике следует задавать с учетом наличия компьютера у учащихся. Целесообразнее всего задавать такие задания, которые не требуют применения технических средств. Выполнение домашней работы происходит без непосредственного участия учителя, поэтому для ее успешности необходимы определенные условия, одним из них является доступность домашней работы.
Кандидат педагогических наук С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом:

- для задавания на дом необходимо отводить специальное время;
- давать задание следует при полном внимании всего класса;
- домашнее задание должно быть понятно всем без исключения;
- учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать.

А.А. Гин предлагает целый ряд приемов подачи домашнего задания:

Задание массивом. Например, учитель задает N задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема заданий.
Особое задание. Хорошо подготовленные школьники могут выполнить более сложное задание.
Творчество работает на будущее. Учащиеся получают и выполняют творческое задание по разработке дидактических материалов, которые могут использоваться учителем в будущем.
Необычная обычность. Учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.
Идеальное задание. Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору.
Домашнее задание следует дозировать по времени, не допуская перегрузки учащихся, оно должно быть хорошо объяснено и не требовать помощи взрослых.
Большинство слабоуспевающих и даже среднеуспевающих учащихся недобросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Одной из причин такого положения является недифференцированность домашних заданий (чаще всего оно общее для всех учащихся класса). Поэтому часто возникает такая ситуация, когда ученику легче переписать домашнюю работу у более сильного учащегося, причем часто это делается наспех, ученик не вникает в суть задания и способ его выполнения.
Необходим дифференцированный подход. Его следует применять на всех этапах обучения не только на уроке, но и при выполнении домашних заданий.
Например, при объяснении темы «Алгоритмизация и программирование» можно использовать двухуровневое домашнее задание.

Первый (базовый) уровень. Обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам:
Составьте алгоритм решения задачи:

· Дано три числа a,b,c. Найти их сумму и среднее арифметическое.
· Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу и площадь.

Второй (повышенный) уровень. Его задания выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
Составьте алгоритм решения задачи:

· Дано три числа a,b,c. Найти сумму и частное двух больших из них.
· По координатам вершин треугольника найти его периметр и площадь.

Дифференцированное домашнее задание особенно важно использовать на этапе закрепления изученного материала. Предлагая дифференцированные домашние задания, следует учитывать:

· способность ребенка к учебной деятельности;
· умение ребенка выражать свои мысли;
· познавательную активность ребенка;
· организованность ребенка в работе.

Дифференцированные домашние задания должны раскрыть перед обучающимися преимущества коллективной деятельности.
Большое внимание на качество выполнения домашнего задания оказывает его проверка. Если проверка домашнего задания производится постоянно, то учащиеся более ответственно подходят к его выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку. В связи с этим возникает вопрос об эффективной проверке домашнего задания.
Наиболее традиционными способами проверки домашнего задания являются: устный опрос, письменный опрос, работа с карточками-заданиями. На уроках информатики появляется возможность проверить домашнее задание с помощью компьютерного тестирования.
Формы контроля домашнего задания могут быть различными:

1) контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников на уроке: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;
2) контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся, в то время как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;
3) внеурочная проверка учителем тетрадей; непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;
4) взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;
5) самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске или с воспроизведением с помощью мультимедийного проектора правильным вариантом;
6) контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами;
7) контроль с использованием новых информационных технологий (компьютерные тесты).

Стоит отметить, что проверка домашнего задания обязательно должна сопровождаться оценкой. В случае если ученик получает неудовлетворительную оценку, то ее можно не ставить, а предложить школьнику переделать работу, исправив допущенные ошибки, или дать новое домашнее задание, подобное первому.
Важной педагогической задачей является выбор оптимального объема домашнего задания. Исследованиями установлены нормативы нагрузки домашних заданий.
Если задание является интересным, то время, потраченное на его подготовку, не играет особой роли для школьника. Но, несмотря на это, перед учителем остро стоит проблема ограничения объема домашнего задания, так как перегрузки учащихся не только имеют негативные педагогические последствия, но и могут нанести ущерб здоровью ребенка.
Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем выявить ряд требований, предъявляемых к домашним заданиям:

· Систематичность. Необходимо систематически задавать домашнее задание, т.к. задания, которые задаются от случая к случаю, часто не выполняются учащимися.
· Обязательность выполнения и проверки домашнего задания.
· Посильность домашнего задания. Задания, которые ученик получает на дом, должны быть легче или равны по сложности заданиям, которые решаются в классе.
· Дифференциация домашнего задания.
· Правильность объема домашнего задания.
· Взаимосвязь классной и домашней работы.

Без тщательно продуманной, регулярно и систематически выполняемой домашней работы невозможно достичь высокого качества обучения. Домашние задания развивают у учащихся познавательный интерес и умение работать самостоятельно.

Источник:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ // Студопедия: URL: http://studopedia.ru; режим доступа: свободный; дата обращения: 1 апреля 2016 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий