Что будем искать?

пятница, 15 апреля 2016 г.

1. Модели деятельности учителя. Функционально-структурные компоненты деятельностной модели учителя.
 Основные модели педагогической деятельности.

Система — это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов.
С точки зрения П. К. Анохина, взаимодействие как таковое не может сформировать систему из множества элементов. Разрабатывая теорию функциональных систем, П. К. Анохин подчеркивает, что системой можно назвать только такой комплекс избирательного вовлечения составляющих, где взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленых на получение фокусированного полезного результата.


Центральная научная задача педагогики и педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.
В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Так, Н. В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, выделяет не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической деятельности. В рамках этой модели выделяется пять структурных составляющих:
1) субъект педагогического воздействия;
2) объект педагогического воздействия;
3) предмет их совместной деятельности;
4) цели обучения
5) средства педагогической коммуникации.
На самом деле, указанные компоненты составляют систему. Попробуем убрать один из них — и сама педагогическая система тут же развалится, ликвидируется. С другой стороны, ни один компонент невозможно заменить на иной или на совокупность других составляющих. Выделить структурный компонент еще не значит полностью описать систему. Для того чтобы задать систему, необходимо не только выявить ее элементы, но и определить совокупность связей между ними. В данном случае все структурные компоненты педагогической системы находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. Центральная научная задача педагогики и педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.
Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В Кузьмина определила структуру деятельности учителя. В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов:
1. Гностический компонент (от греч. гнозис—познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).
2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.
3. Конструктивный компонент — это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).
4. Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.
5. Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.
Необходимо подчеркнуть, что все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений учителя. Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в значительной степени пересекаются. Так, например, продумывая построение и ход урока, преподаватель обязательно должен иметь в виду и то, с какого занятия придут на этот урок его ученики (скажем, после физкультуры школьникам обычно трудно успокоиться и сосредоточиться). Необходимо учитывать и характер и личные проблемы каждого из них (ведь не стоит вызывать к доске ребенка, расстроенного домашними неприятностями, а басня, пополам с хохотом прочитанная самым смешливым из класса, может сорвать урок). Так связаны между собой гностический и организаторский компоненты. По мнению В. И. Гинецинского, который также предлагает модель системного характера, в педагогической деятельности можно выделить четыре функции:
1. Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания материала. Выделение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм обучения. Она ориентирована на сам факт изложения учебного материала.
2. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к усвоению информации. Ее реализация связана с постановкой вопросов, оценкой ответов.
3. Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся.
4. Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь.
Преобладание той или иной функции в деятельности преподавателя указывает на то, что активность учащихся имеет определенный вид, поскольку реализуется определенный метод обучения. Например, ведущему положению инсентивной функции обычно сопутствует применение проблемного метода. Оригинальная концепция деятельности учителя разработана в работах А. К. Марковой. В структуре труда учителя она выделяет следующие составляющие:
1) профессиональные, психологические и педагогические знания;
2) профессиональные педагогические умения;
3) профессиональные психологические позиции и установки учителя; 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями. 
Структурно-функциональная модель содержания профессиональной деятельности учителя.

Структурный модуль является основной базовой характеристикой педагогических систем, совокупность компонентов которого образует факт их наличия и отличает от всех других. Компоненты в структурном модуле рассматриваются в совокупности и во взаимосвязи. Включение каждого компонента в состав модели должно быть обосновано.
Функциональный модуль - представляет устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и, вследствие этого, ее устойчивость.
Модель содержания профессиональной деятельности входит в сложную систему с неограниченным числом взаимодействующих факторов. Поддержание функциональных связей в модели обеспечивается за счет управления, как отдельными компонентами системы, так и системой в целом.
Дидактический модуль - это педагогическая моделирующая среда, в которой одновременно проектируется и моделируется учебный процесс.
В огромном многообразии взаимодействий, происходящих между компонентами любой системы, возникают причинно-следственные связи, как проявление объективной детерминации явлений. Рассматривая единичное явление как составную часть многообразия причинно-следственных связей, следует эти явления считать составным элементом непрерывности развития системы. Определенное закономерное явление, будучи продуктом предшествующих детерминированных взаимодействий и взаимосвязей, подчиняясь причинному развертыванию событий, используются как информационный источник научного предвидения и научного прогноза. Если явление находит закономерно обусловленное место в основных цепях причинно-следственных связей, тогда в закономерно повторяющихся процессах данное явление также приобретает свойство повторяемости. Процесс на основании закономерностей повторяемости обозначенных явлений становится универсальным, стандартизированным, практически значимым по отношению к различным функциональным системам.
Таким образом, разработанная модель содержания профессиональной деятельности учителя носит структурно-функциональный характер. Это определяется совокупностью операций, с помощью которых объект рассматривается как целое образование, а в качестве основного средства расчленения его выступает выявление различных функций, свойственных объекту.
 
Источники: 
1. Основные модели педагогической деятельности // Studfiles: URL: http://www.studfiles.ru/preview/5712048/page:2/; режим доступа: свободный; дата обращения: 15 апреля 2016 год;
2. Структурно-функциональная модель содержания профессиональной деятельности учителя // Childpsy: URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20216.ph; режим доступа: свободный; дата обращения: 15 апреля 2016 год;
 
2. Квалификационные требования к учителю информатики.

Настоящие требования составлены в соответствии с Государственной программой информатизации системы среднего образования РК и дают представления о том, какими знаниями и умениями должен обладать учитель информатики, чтобы уровень преподавания предмета обеспечивал получения учащимися знаний в соответствии с требованиями Государственных стандартов образования по информатики.
Государственная программа информатизации среднего образования предъявляет качественно новые требования к предмету информатики. Изменилось место информатики в системе школьных дисциплин. Информатика сегодня – это центр и средство реализации Государственной Президентской программы информатизации.
Информатика дает возможность ученику применить компьютер в учебно-познавательной деятельности, формирует основы алгоритмического и логического мышления, вводит ребенка в мир современных информационных технологий, дает ему возможность стать полноправным членом мирового информационного общества.
С расширением сферы применения ЭВМ, появлением новых телекоммуникационных технологий, позволяющих получить доступ к мировым информационным ресурсам, техническим оснащением школ по Программе информатизации существенно изменилось содержание курса школьной информатики в ее пользовательском и мировоззренческом аспектах.
В программе информатизации учитель информатики играет ключевую роль, через него происходит внедрение и освоение вычислительной техники в школе. Он должен обеспечивать:
1) обучение школьников основам информатики и вычислительной техники;
2) проведение адаптации содержания образования по информатике к непрерывно изменяющимся аппаратно-программным средствам компьютерной техники;
3) обучение учителей других предметов использованию средств ВТ;
4) координацию деятельности учителей всех учебных дисциплин по информатизации образовательного процесса;
5) функционирование системы автоматизации управления учебно-воспитательной и производственной систем в школе;
6) информационную связь школ с другими образовательными учреждениями, банками и базами данных.

ХАРАКТЕРИСТИКА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Учитель информатики должен обязательно иметь высшее образование физико-математического или соответствующего технического профиля, иметь необходимые знания для решения задач, поставленных Программой информатизации и Стандартом образования, владеть педагогическими методами и приемами, методикой преподавания предмета и дидактическим материалом.
В квалификационным требованиям к профессиональной подготовке учителя информатики выделяются три аспекта:
- нормативно-организационный;
- методический;
- специальных знаний.
В разрезе нормативно-организационного аспекта квалификационных требований учитель должен:
- знать цели и задачи Государственной программы информатизации системы среднего образования, методы ее реализации;
- знать основные направления и перспективы информатизации образования;
- выполнять организационные и методические требования Государственной программы информатизации системы среднего образования совместно с администрацией школы;
- знать и соблюдать государственный образовательный стандарт по информатике для средней школы;
- обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта;
- организовать профессиональную деятельность учащихся по выбору, соответствующую требованиям к профильным курсам по информатике;
- содействовать информатизации образовательного процесса в школе при наличии для этого материально-технической базы;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию изучение новейшей литературы по предмету, периодическая переподготовка в РЦ, Обл./Гор/ИУУ, участие в семинарах, конференциях, выставках и конкурсах;
- постоянно анализировать процесс обучения информатике с использованием современной компьютерной техники и новых информационных технологий;
- обеспечивать взаимодействие школы с региональным центром и Обл./Гор/ИУУ заключение договоров, приобретение программно-методических комплексов, организация обучения, координация действий по техническому обслуживанию;
- по согласованию с администрацией школы организовать хоздоговорные работы с целью реализации Государственной программы информатизации среднего образования РК;
- знать функциональное назначение, принципы и особенности организации школьного кабинета информатики, оборудованного современной компьютерной техникой и телекоммуникационной сетью/локальная, глобальная, Интернет и т. д.;
- выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса с использованием современной компьютерной техники.
В разрезе методического аспекта квалификационных требований учитель должен:
- знать основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических и научно-методических задач;
- знать психолого-педагогические основы информатизации образования в школе;
- использовать в работе психолого-педагогическую и научно-методическую литературу;
- владеть методикой преподавания предмета информатики и воспитательной работы в школе;
- уметь делать сравнительную характеристику учебно-методических комплексов/учебная программа, учебники, методические рекомендации, методические пособия и программное обеспечение по курсу информатики;
- использовать дидактические возможности компьютера как средства обучения;
- знать теорию обучения и принципы разработки обучающих программ;
- модернизовать содержание образования, формы и методы обучения в условиях информатизации образования;
- знать основы проектирования педагогических технологий, основанных на информационных технологиях в образовании и развитии;
- знать психолого-педагогические аспекты проектирования обучающих программ;
- использовать механизмы познавательной деятельности в обучении применением компьютерной техники, взаимодействие видов познавательной деятельности;
- исследовать эффективность педагогической технологий, основанных на информационной технологии в образовании и развитии;
- выработка критериев эффективности, требований к ППС, исследование роли телекоммуникационных сетей, исследование новых форм организации учебной и вне учебной деятельности;
- применять уровневую дифференциацию обучения для повышения качества преподавания с учетом специфических особенностей информатики;
- развивать у учащихся самостоятельность, формировать устойчивый познавательной интерес, всемерно сочетать индивидуальные и коллективные формы работы с учащимися;
В разрезе аспекта специальных знаний квалификационных требований учитель должен: В области теоретической информатики:
- знать основы общей теории информации, методы ее измерения, математические информационные модели, математическую логику, понятие информационных системы искусственного интеллекта, элементы теории разработки информационных систем и технологий;
- знать элементную базу, принципы построения и этапы развития ЭВМ;
- знать теорию алгоритмов.
В области технических программных средств информатизации:
- знать аппаратное и программное обеспечение ПЭВМ;
- управлять ПЭВМ на профессиональном уровне, умереть установить необходимое программное обеспечение;
- знать операционные системы и среды, системы и языки программирования, сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса, вычислительные и информационные среды и работать в них профессиональном уровне;
- работать в текстовых, графических, музыкальных редакторах, системах управления базами данных и электронных таблицах;
- работать в сетях ЭВМ, со средствами связи и в компьютерных телекоммуникационных системах;
- уметь работать со специальным оборудованием для профильных курсов (сканер, ксерокс, диктофон, оборудование для после печатной обработки документов, специальное программное обеспечение);
В области информационных технологий:
- уметь программировать, проектировать, моделировать на профессиональном уровне;
- использовать программы диагностики и управления аппаратного и программного обеспечения;
- использовать различные информационные носители и накопители информации;
- уметь пользоваться средствами защиты информации;
- использовать разнородные информационные ресурсы;
В области социальной информатики:
- знать информационную структуру общества, закономерности и проблемы становления информационного общества, проблемы информационной безопасности;
- представлять проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения; воспитывать информационную культуру учащихся.
Уровень изложенных требований соответствует высшей категории для учителя информатики. Достижение этого уровня осуществляется через освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые в настоящее время можно получить в системе переподготовки, а в будущем – в системе подготовки кадров. 


Источник: 
1. Квалификационные требования к учителю информатики // Pandia: URL: http://pandia.ru/text/77/193/34502.php; режим доступа: свободный; дата обращения: 15 апреля 2016 год;
3. Знакомство с современными научными работами в области методики обучения информатике (диссертации, научные статьи и пр.).
Важную роль в развитии методики преподавания информатики сыграли дидактические исследования целей и содержания общего кибернетического образования, накопленный отечественной школой еще до введения предмета информатики практический опыт преподавания учащимся элементов кибернетики, алгоритмизации и программирования, элементов логики, вычислительной и дискретной математики и т.д.
Учитывая, что первые опыты преподавания кибернетики-информатики велись уже в середине 50-х гг. прошлого века, разработка общеобразовательного подхода к обучению информатике имеет в общей сложности почти полувековую историю.
Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже почти два десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.
В соответствии с общими целями обучения методика преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи:
- определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы;
- разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.
Методика преподавания информатики – молодая наука, но она формируется не на пустом месте. Являясь самостоятельной научной дисциплиной, в процессе формирования она вобрала в себя знания других наук, а в своем развитии опирается на полученные ими результаты. Эти науки – философия, педагогика, психология, возрастная физиология, информатика, а также обобщенный практический опыт методик других общеобразовательных предметов средней школы.
Как отмечает Н.В. Софронова, «преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания:
- биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм),
- истории и обществоведения (общественные социальные системы),
- русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.),
- логики (мышление, формальные операции, истина, ложь),
- математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия),
- психологии (восприятие, мышление, коммуникации)» .
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Учителю информатики необходимо ориентироваться в проблемах философии (мировоззренческий подход к изучению системно-информационной картины мира), филологии и языкознания (системы программирования, текстовые редакторы, системы распознавания текста, средства компьютерного перевода, системы искусственного интеллекта), математики, физики и экономики (компьютерное моделирование), живописи и графики (графические редакторы, дизайн, системы мультимедиа) и т.д.
Учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, постоянно повышающим свою квалификацию и уровень знаний.

Научные работы в области методики изучения информатики:
1.Авербух А.В., Гисин В.Б., Зайдельман Я.Н., Лебедев Г.В. Изучение основ информатики и вычислительной техники.
2.Бочкин А.И. Методика преподавания информатики.
3.Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность.
4.Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики.
5.Малев В.В. Общая методика преподавания информатики.
6.Лапчик М.П., Семакин И.Г. и др. Теория и методика обучения информатике.
Источник: 
1. Методика преподавания информатики как педагогическая наука // ИНФОУРОК: URL: http://infourok.ru/statya-na-temu-metodika-prepodavaniya-informatiki-kak-pedagogicheskaya-nauka-372268.html; режим доступа: свободный; дата обращения: 15 апреля 2016 год;

Комментариев нет:

Отправить комментарий