Что будем искать?

пятница, 8 апреля 2016 г.

1. Анализ понятия средства обучения, характеристика различных средств обучения.

Анализ понятия средства обучения:

1. Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Источник:
Средства обучения // Википедия: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Средства_обучения; режим доступа: свободный; дата обращения: 8 апреля 2016 год.
2. Средствами обучения - это абсолютно все материалы, которыми пользуется педагог при осуществлении учебного процесса. 
Источник:
Средства обучения в педагогике // Педагогика: URL:   http://paidagogos.com/?p=4555#hcq=KZVRMHp; режим доступа: свободный; дата обращения: 8 апреля 2016 год.
3. Средство обучения - материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний.
Источник:
Средства обучения // tewts.news: URL: http://texts.news/sovremennoy-shkolyi-pedagogika/sredstva-obucheniya-25107.html; режим доступа: свободный; дата обращения: 8 апреля 2016 год.
Итак:
Средства обучения - это материальные или идеальные объекты,  созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития

Характеристика различных средств обучения:

I. Вербальные средства обучения:

Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний.

II. Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.
Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.
К визуальным средствам относятся: 
- Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции). 
- Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия. 
- Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.
При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий: 
- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; 
- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;
- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; 
- наглядность должна быть эстетически выполнена;
- наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; 
- привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. 
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:
- Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
- Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. 
- Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.
- При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. 
- Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

III. Технические средства обучения:
ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения.
В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).
Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
Методика использования ТСО.
- При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.
- Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: 
- Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.
- Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).
- Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя. 
- При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.
Источник: 
Понятие о средствах обучения и их сущность // Студопедия: URL: http://studopedia.ru/10_242511_ponyatie-o-sredstvah-obucheniya-i-ih-sushchnost.html; режим доступа: свободный; дата обращения: 8 апреля 2016 год.

2. Рассмотрение задачи как основного средства обучения, таксономии Б. Блума, классификации задач по их когнитивному составу отечественных специалистов.


Таксономия Б. Блума:

Таксономия Блума — классификация учебных целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом.
Уровни учебных целей - конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня.
В своей классификации Б. Блум разделил цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).
1.Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.
2.Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.
3.Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.
Из вышесказанного становится ясно, что каждая из областей имеет свои категории учебных целей.
На каждом уровне осваиваются определенные алгоритмы операций мыслительной деятельности: операции сравнения, анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования, формирования понятий, построения суждений и умозаключений, классификации, обобщения, систематизации.
Освоение этих алгоритмов способствовало реализации познавательных целей, а так же формированию навыков: учебной деятельности, специфических лингвистических действий.
Диагностический компонент, включавший предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль, обеспечивался оперативной обратной связью через включенное наблюдение за поведенческими реакциями учащихся в учебной и игровой деятельности ,контрольные работы, оценку дисциплинированности, анализ документов и продуктов деятельности учащихся, демонстрировавших достижение диагностических целей, определяющих уровень познавательной активности. Анализ полученной информации определял направления коррекционной работы по оптимизации учебно – воспитательного процесса. Использование алгоритмов операций мыслительной деятельности при изучении нескольких учебных дисциплин позволяло диагностировать уровень сформированности навыка и своевременно вносить в работу необходимые коррективы.
Таксономия Блума это не только классификация образовательных целей, уровней познания, но и благодаря иерархии вопросов позволяет оценивать результаты обучения.
Блум предположил, что наше мышление можно подразделить на шесть уровней возрастающей сложности: от простого воспроизведения фактов на нижнем уровне до оценки на высшем.
Таксономия Блума - это не просто схема классификации. Это попытка организовать различные мыслительные процессы как иерархию. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности учащегося работать на этом уровне или уровнях, ниже его.
Например, чтобы учащийся мог применить знания (уровень 3), он должен иметь необходимую информацию (уровень 1) и обладать ее пониманием (уровень 2).
Таксономия Блума построена на следующих четырех принципах:
-практической направленности: таксономия должна отражать теорию целеполагания, а также быть эффективным инструментом для учителя- практика;
-психологическом: таксономия должна базироваться на современных достижения психологической науки;
-логическом: таксономия должна быть логически завершенной и обладать внутренней стройностью;
-объективности: иерархия целей не означает иерархии их ценностей.
Таксономия Блума часто используется для написания результатов обучения, поскольку она обеспечивает готовую структуру и список глаголов (вопросов-действий), которые помогают определить те или иные цели обучения.
Вопросы разных типов выполняют разные задачи.
Искусство задавания вопросов является очень важным:
* Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы
* Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы
* Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения.[4]
Можно утверждать, что использование правильных глаголов - это ключ к успешному написанию результатов обучения. Для каждого из уровней таксономии предлагается соответствующий список глаголов. Поскольку результаты обучения касаются того, что учащиеся могут делать по завершении учебной деятельности, все эти глаголы являются глаголами действия (активными глаголами). Предложенный Блумом первоначальный список глаголов был ограничен и поэтому расширялся разными авторами в течение ряда лет.
Говоря о преподавании, Блум считал, что при обучении и оценивании учащихся следует помнить, что учение - это процесс, и что преподаватель должен добиваться продвижения мыслительных процессов учащихся на более высокие уровни - уровни синтеза и оценки. Эта “мыслительная” область часто называется когнитивной (познавательной) сферой, поскольку она охватывает мыслительные процессы.
Источник:
Общие положения таксономии Б. Блума // Студопедия: URL: http://studopedia.ru/16_87688_glava-obshchie-polozheniya-taksonomii-b-bluma.html; режим доступа: свободный; дата обращения: 8 апреля 2016 год;

Классификация задач по их когнитивному составу отечественных специалистов:

Интересную попытку классификации учебных задач по их “когнитивному составу” предприняла Д.С. Толлингерова (1983). 27 разновидностей задач она объединила в пять групп: задачи на воспроизведение знаний; задачи, требующие простых мыслитель­ных операций (определение, анализ, синтез, сравнение); задачи, требующие сложных мыслительных операций (интерпретация, аргументация); задачи, требующие для своего решения продуктив­ного мышления; задачи на продуктивное мышление с порождени­ем на его основе письменного или устного высказывания. Автор пытается доказать, что предлагаемая типология исчерпывает все типы задач, встречающихся в современных учебниках.

Наиболее полно разработанной, операционализированной и проявившей свою плодотворность в системе высшего образования следует признать схему построения и реализации педагогических целей, раскрытую в цикле работ, выполненных под руководством Н.Ф. Талызиной. Главным достоинством развиваемого ею подхода является преемственность целей разных уровней, обеспечиваю­щая их синтез в целостную систему, и изначальная прямая связь целей с содержанием общения. Это достигается за счет синтети­ческого описания целей и содержания обучения на языке задач, которые должен уметь решать учащийся (студент), прошедший курс обучения.

Теоретической основой этого подхода является психологичес­кая теория деятельности и метод планомерного формирования умственных действий и понятий (см. главу 2). Знания понимаются именно как момент движения деятельности, ее отправная точка и результат. Характеристики и свойства знания определяются харак­тером и свойствами той деятельности, в ходе которой они сфор­мировались и которую они могут ориентировать. Соответственно и сами когнитивные образования должны описываться через деятельность, на языке предметной деятельности. А той структур­ной составляющей самой деятельности, которая образует замкну­тый цикл функционирования знания, является задача (цель задан­ная в определенных условиях). Решая задачу, человек обнаружи­вает достоинства и недостатки своих знаний, умений, навыков, а решив новую задачу, он обогащает свои знания, приобретает новые умения и навыки.

Отсюда вытекает возможность использовать задачи одновре­менно как инструмент диагностики и инструмент формирования нового знания. Таким образом, изначально обеспечивается сфор­мулированное выше требование диагностичности задаваемых це­лей обучения. Следующий шаг исследователя должен состоять в анализе (препарировании) задач, позволяющем выделить те их характеристики или компоненты, которые прежде всего определя­ют качество знания, требуемого для их решения, и качество знания, формирующегося при успешном решении новой задачи. Это вопрос не столько теоретического анализа, сколько конкрет­ных эмпирических исследований на больших выборках испытуе­мых. Такая работа была проведена в школе П.Я. Гальперина в рамках многочисленных исследований по экспериментальному формированию умственных действий и понятий. Отправной точкой для построения системы педагогических целей применительно к начальному профессиональному образованию служит модель (профиль) специалиста. Сама по себе модель специалиста не является психолога - педагогическим конструктом. В основе ее содержания лежит, как правило, квалификационная характерис­тика, в которой фиксируется система требований к работнику, занимающему данный рабочий пост в системе общественного производства. В ней, в частности, описывается назначение данно­го рабочего поста, основной характер деятельности работника, перечисляется, что он должен знать, уметь, какими личными качествами обладать. Модель специалиста становится инструмен­том решения психолого-педагогических задач, когда на ее основе строится модель подготовки будущего специалиста, в которой осуществляется проекция требований к специалисту на требова­ния к организации учебного процесса, к содержанию учебных планов, программ, к методам обучения и т.д.
Источник:
Цели и содержание обучения // TeachGuide: URL: http://www.teachguide.ru/teachs-549-3.html; режим доступа: свободный; дата обращения: 8 апреля 2016 год;

3. Знакомство с существующими учебно-методическими комплексами (УМК) по информатике.

Анализ УМК по информатике для младших школьников.

Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики. К основным целям общего начального образования относятся:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.
Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:
- требуют обязательного наличия компьютеров,
- предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технологии» в 3-4 классах,
- уроки может проводить учитель начальных классов, учитель предмета «Технологии» или учитель информатики.
Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:
- не требуют обязательного наличия компьютеров,
- проводятся, как правило, в часы школьного или регионального компонента,
- проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.
Столь различные характеристики оборудования класса, времени изучения и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин). Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонент и определение их места в учебном процессе будет выполняться методистами и учителями.
Информатика начальной школы накопила за последние годы большой опыт педагогических экспериментов. Этот опыт необычайно пестр. Причина проста: с одной стороны, осознана актуальность раннего информационного образования, с другой – информатизация начальной школы до сих пор остается на уровне школьного компонента. С одной стороны, проектировщики образовательных программ и базовых курсов выражают озабоченность недостаточными информационными познаниями учителей начальной школы, с другой – министерство образования предпринимает лишь очень незначительные усилия в разработке этой предметной области.
Высокая мотивация детей к обучению, хорошее техническое оснащение школы, включая подключение компьютерного класса по выделенному каналу к Интернет, выдвигают определенные требования к учителю информатики: обучение информационно-коммуникационным технологиям уже в начальной школе должно не только помочь приобрести соответствующие навыки, но и показать возможность объединения многих изучаемых предметов, а также дать возможность ребенку максимально реализовать свои творческие возможности.
Ситуация с информатикой в начальной школе – и содержательная, и организационная – носит весьма запутанный характер. Курсов много, материалов много, но уверенности в том, что они содержат всю полноту информации зачастую нет даже у специалистов.
Учитель информатики, работающий в начальной школе, сталкивается с рядом трудностей как методического так и психолого–педагогического характера. Проблема заключается в том чему и как учить.
Только в начальной школе один учитель ведёт уроки по всем основным предметам. Эта уникальная особенность начальной школы позволяет быть эффективными одночасовым предметам, на которых формируются общеучебные умения и навыки (в частности, умения и навыки анализа информации и представления её в разных формах). Сам факт ведения таких уроков учителем начальной школы можно рассматривать как инструмент переноса этих умений и навыков на базовые предметы.
Существование одночасовых надпредметных курсов стало особенно актуальным после появления в стандартах начального образования раздела «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности» и после объявления формирования этих умений и навыков приоритетом обучения в начальной школе. Приведённый в стандарте перечень этих умений и навыков на две трети состоит из умений и навыков работы с информацией.
Кроме того, стандартами по предмету «Технологии» для 3 и 4 классов предписано изучение информационных технологий (при наличии материально-технических возможностей).
С учетом таких трудностей комплект пособий по информатике для начальной школы, кроме стандартного набора книг и рабочих тетрадей для школьника должен содержать пособия для учителя с конкретными поурочными планами, которое показывает учителю актуальность раннего обучения информатике, рассказывает о структуре пропедевтического курса и формулирует главные задачи такого курса, рассказывает о тех методических принципах, которые определяются спецификой информатики как стержнеобразующей дисциплины школьного образования. Также учебно-методический комплекс должен содержать компьютерные программы для детей начальных классов. В пособии должны быть отражены разделы, относящиеся к разным аспектам курса информатики для начальной школы, таким, как структура инструментария (система программных исполнителей и открытые программные системы), активные межпредметные связи, органически опирающиеся на специфику начальной школы, равновесная пропедевтика как алгоритмических, так и технологических направлений дисциплины и т.п. С учетом контингента школьников предлагаются формы занятий: разнообразные игры, инсценировки, турниры, кульминационно завершающиеся компьютеризованными фрагментами уроков.
На сегодняшний день разработаны следующие учебно-методические комплекты:





5. «Информатика» 2-4 класс авторы Матвеева Н. В.,Челак Е.,Конопатова Н. К.

УМК Матвеева Н.В.: Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя. Также в состав УМК входит электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и комплект плакатов. УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
УМК Горячев А.В.: Учебник предназначен для школ, имеющих необходимые материально-технические возможности (компьютерные классы), в качестве средства обучения школьников на уроках по предмету «Информатика», а также для изучения на уроках по предмету «Технология» раздела, именуемого в стандарте начального общего образования «Практика работы на компьютере (применение информационных технологий)».
Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий.
УМК Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова: Учебник "Информатика и ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии)" завершает курс по информатике для учащихся начальной школы. Он может применяться как с использованием компьютеров, так и без них. Включает в себя не только систему заданий, но и необходимые пояснения по их выполнению.
Учебник разработан в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
В первой части учебника школьники учатся составлять и исполнять алгоритмы, содержащие циклы; знакомятся с новым способом организации информации - с деревом, получают новые знания о компьютере. Подбор материала способствует развитию общеучебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.
Во второй части учебника школьники знакомятся с видами информации и информационными технологиями - получают представления об обработке информации разных видов и первые навыки работы в графическом редакторе Microsoft Paint, в текстовом процессоре Microsoft Word и в программе обработки численной информации Калькулятор. Ученики знакомятся с действиями, совершаемыми объектами и над объектами, с алгоритмами, исполняемыми системой исполнителей. Подбор материала способствует развитию учебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.
УМК Семенов А.Л., Рудченко Т.А.:
Цель курса, представленного данным комплектом учебных материалов - выработка информационной культуры. Реализация этой цели в данном учебном комплекте соответсвует не только интеллектуальному уровню детей, но и специфике их эмоциональных и познавательных потребностей и ценностей.
Данный курс реализован как увлекательная игра, где учитель и ученик играют вместе по общим правилам. Курс моделирует задачи реальной жизни: учит ставить проблему, искать средства и пути ее решения, использовать подручные и справочные материалы, организовывать индивидуальную и групповую работу, сопоставлять результат с поставленной задачей.
Курс не требует заучивания теории и обязательных домашних заданий - все содержание курса дети усваивают на графических и телесных примерах, в ходе решения задач. Курс не требует обязательного наличия компьютеров в школе, но хорошо интегрируется с занятиями по информационным технологиям.
В МАОУ СОШ № 167 с 2005 года проводится опытно-экспериментальная работа по раннему обучению информатике. Поэтому при выборе УМК и составлении программы изучения информатики и ИТК с 1 по 11 класс определяющими были две замечательные идеи — идея сквозного непрерывного информационного образования и идея раннего обучения информатике, которые наконец-то нашли свое воплощение и из разряда декларируемых постепенно начинает переходить в разряд практических. К учебно-методическому комплекту предъявлялся ряд требований:
1. Изучение информатики должно начинаться с первого класса;
2. Для каждого года обучения должен быть стандартный набор книг и тетрадей для ученика;
3. Методическое пособие для учителя;
4. Пакет педагогических программных средств для проведения занятий на компьютере;
5. Программа должна обеспечивать непрерывность информационного образования школьников и логически продолжаться курсом информатики средней и старшей ступеней.
Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворял УМК «Информатика» 1-4 класс авторского коллектива С. Н. Тур, Т. П. Бокучавы.
Структура УМК следующая:
- Для первого года изучения информатики предлагается учебник-тетрадь «Информатика» для ученика, методическое пособие по информатике для учителя; пакет педагогических программных средств для проведения занятий на компьютере.
- Для 2-4 класса предлагается учебник-тетрадь «Информатика» на каждый год для ученика, методическое пособие по информатике для учителя; пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия» для проведения занятий на компьютере.
Учебник-тетрадь позволяют ребенку не только решать задачи, отвечать на вопросы, узнавать интересную и полезную информацию, но и дает возможность развивать у ребенка творческие навыки. Методическое пособие содержит программу курса информатики 1 класса, 2-4 классов начальной школы, тематическое и поурочное планирование, методические разработки для проведения уроков, решения задач и упражнений, дополнительные задания для осуществления индивидуально-личностного развития ребенка, задания для диагностики внимания и памяти, самостоятельные и контрольные работы, рекомендации по использованию компьютерной поддержки уроков и по осуществлению контроля и оценки результатов обучения информатике в начальной школе. Важным моментом является наличие пакета педагогических программных средств «Страна Фантазия» для проведения занятий на компьютере. Работа с компьютером предусмотрена на каждом уроке. Данный учебно-методический комплект позволяет с первых дней в школе привить ребенку навыки работы с компьютером, навыки поведения в кабинете информатике, выработать восприятие информатики как науки, сформировать у ребенка понимание важности предмета.
Эффективное взаимодействие всех участников учебного процесса: учителя начальных классов, учителя информатики, учеников определяют важную составляющую процесса формирования информационной культуры школьников. Взаимодействие учителей позволило определить темы, которые возможно использовать при интеграции, как практической, так и теоретической составляющих обучения информатике.
При использовании любого учебно-методического комплекта необходимо помнить, что если изучение информатики и ИКТ начинается в 3 классе, то материал для 2 класса необходимо изучать вместе с материалом 3 класса. При этом учитель разрабатывает рабочую программу и календарно-тематическое планирование на основе авторской, в которой объединяет материал 2 класса и 3 класса на один год обучения. Затем разработанная рабочая программа и календарно-тематическое планирование обязательно утверждаются в муниципальной методической службе.
К учебникам нового поколения относят пособия, которые наряду с изданной «твердой копией» книги имеют свою электронную версию, используемую при работе у компьютерного монитора. Проникновение информационных технологий в создание и распространение учебника - его выпуск вместе с непосредственно связанным с ним электронным компакт-диском. В выбранном нами УМК компакт-диск, сопровождающий учебник, является носителем программ и упражнений, которые необходимы в освоении материала учебника, изданного в «твердой» копии.
В 2011 году во время проведения Марафона предметов в Москве в День информатики С. Н. Тур проводила семинар на тему «Обучение информатики в начальной школе». Автор сообщила о том, что УМК «Информатика 2-4 класс» претерпел ряд изменений в соответствии со Стандартом обучения информатики и получил гриф «Допущено Министерством Образования и науки РФ».
Источник:
Анализ УМК по информатике для младших школьников // ИНФОУРОК: URL: http://infourok.ru/analiz-umk-po-informatike-dlya-mladshih-shkolnikov-415126.html; режим доступа: свободный; дата обращения: 8 апреля 2016 год;

4. Рассмотрение взаимосвязи методов, организационных форм и средств обучения (наполнение таблицы конкретными примерами) и на этой основе составление примерного перечня электронных образовательных ресурсов.

В широком понимании метод – это система действий, направленных на достижение определенных целей. Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание.
С понятием «метод» связаны еще два понятия «средство» и «прием». Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику – учиться, т. е. то. что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся. Это слово учителя, учебники, учебные пособия, книги, справочная литература, учебные лаборатории, технические средства обучения и т. д. Прием – это деталь метода. Например, рассказ – это метод обучения; сообщение плана – это прием активизации внимания, способствующий систематичности восприятия.
Классификации методов обучения различны. Деление по принципу, как действует ученик в обучении:
1) активные методы – ученики работают самостоятельно (лабораторный метод, работа с книгой):
2) пассивные методы – ученики слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия).
Деление методов по источнику передачи и приобретения знаний, связанное с живым словом учителя:
1) словесные методы – работа с книгой, эксперименты, упражнения;
2) практические методы – практические работы, письменные ответы.
Деление по степени развития самостоятельности в познавательной деятельности учащихся:
1) объяснительно-иллюстративный метод – ученик усваивает готовые знания, сообщенные ему в самой различной форме;
2) эвристический метод – метод частично-самостоятельных открытий, совершаемых при направляющей роли учителя;
3) исследовательский метод – экспериментальная работа.
Классификация Ю.К. Бабанского:
1) организация и осуществление познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля;
Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами и наоборот: для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных (соответствующих) средств. Это обусловлено, в частности, развитием технических средств обучения (ТСО), разработкой унифицированных (единообразных, многоцелевых) стендов для демонстрационного эксперимента и лабораторных практикумов.
Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.
Источник:
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ // ИНФОУРОК: URL: http://infourok.ru/analiz-umk-po-informatike-dlya-mladshih-shkolnikov-415126.html; режим доступа: свободный; дата обращения: 8 апреля 2016 год;


Информационные ресурсы по информатике и ИКТ.

http://www.alleng.ru/edu/comp.htm – образовательные ресурсы – информатика.
http://wordexpert.ru – профессиональная работа в Word.
http://www.excel-study.com – секреты работы в Microsoft Excel.
http://powerlexis.ru – клуб PowerPoint – создан для специалистов, которые активно используют презентации в своей деятельности.
http://power-p.ru – архив презентации PowerPoint для учителей и учеников.
http://office.microsoft.com/ru-ru – шаблоны для документов Word, Excel, PowerPoint (расписание занятий, оформление презентаций, открытки, бланки, ведомости и мн.др.).
http://videouroki.net – на этом сайте вы найдете отборный материал по самообразованию ориентированный на изучение современных информационных технологий, и пользуясь наглядными видеоуроками.
http://www.igraza.ru – IgraZa.ru - этот сайт – об «интеллектуальном спорте», о занимательных задачах, о том, какие они бывают и как над ними работать, а также – как их составлять самому
http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm – сайт Константина Полякова: методические материалы и программное обеспечение, все для школьников и учителей! Великолепные презентации и очень полезная подборка статей о правильном использовании PowerPoint!
http://24ikt.ru – сайт Голиковой Марины Николаевны, педагога доп. образования, КДПиШ, г. Красноярска – авторские методические разработки. Представленные ресурсы предназначены для обучения через интернет и включают мультимедийную составляющую. Все ресурсы апробированы в дистанционном обучении.
http://somit.ru/informatika_karta.htm – подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивной анимацией.
http://uchinfo.com.ua – "Учительница информатики" сайт Марины Евгеньевны Макаровой для учителей информатики. На нем Вы найдете авторские комплексные методические разработки уроков: презентации, планы уроков, задания для контрольных и практических работ. Весь материал тщательно систематизирован. На сайте работает библиотека электронных книг.
http://www.dr-co.ru/page-referat.html – рефераты, статьи, уроки.
http://www.kollega13.narod.ru – создание компьютерных тестов средствами MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Visual Basic.
http://inf777.narod.ru/ – Сайт для учителей информатики «Информатика в школе».
http://oivt.ru/ – Сообщество учителей информатики.
http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm – Образовательные ресурсы Интернета – Информатика «К уроку информатики».
http://videouroki.net/ – Видеоуроки в сети Интернет.
http://www.infojournal.ru/index.htm – Научно-методический журнал «Информатика и образование».
http://somit.ru/informatika_karta.htm – Информатика в анимациях.
http://www.school.dentro.ru/index.php – Информатика в школе.
http://www.computer-museum.ru – Виртуальный компьютерный музей.
http://www.compulenta.ru/ – Интернет-издание "Компьюлента", посвященное новостям компьютерной индустрии, науки и техники.
http://www.wisesoft.ru/ – Каталог офф-лайн журналов (большой выбор компьютерных журналов).
http://chernykh.net/ – История компьютера.
http://inf1.info/ – Планета информатики.
http://olympiads.ru/index.shtml – Олимпиадная информатика.
http://www.teachvideo.ru/faq – Коллекция видеоуроков по разным сферам IT-тематики.
http://www.spohelp.ru/ – Пакет свободного программного обеспечения для образовательных учреждений РФ.
http://www.intuit.ru/ – Интернет университет информационных технологий.
http:///newb.by.ru/index.html – Учебные языки программирования.




Комментариев нет:

Отправить комментарий